Под нетарифными методами в системе таможенного менеджмента понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

· во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обяза­тельствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственны­ми органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

• во-вторых, нетарифные методы более удобны в дос­тижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть кон­кретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономи­ке и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

• в-четвертых, нетарифные методы не являются допол­нительным налоговым бременем для населения.

Следует отметить, что до настоящего времени в таможенном менеджменте не выра­ботано единой классификации нетарифных методов регу­лирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения под­разделяются на пять основных групп:

§      количественные ограничения импорта и экспорта;

§      таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

§      стандарты и требования к качеству товаров;

§      ограничения, заложенные в механизме платежей;

§      участие государства во внешнеторговых операциях.

Под количественными ограничениями импорта и экс­порта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количе­ство и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные методы нетарифного регулирования торгового оборота в таможенном менеджменте получили наибольшее распространение в между­народной торговле. При этом к ним относятся: квотирова­ние; лицензирование; декларирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование представляет собой ограничение госу­дарственной властью экспорта или импорта товара в опре­деленном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивиду­альная квота.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экс­порта) в стоимостных или натуральных единицах на опре­деленный период времени, вне зависимости от того из ка­кой страны импортируется или в какую страну экспорти­руется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчи­тывается как разность внутреннего производства и потреб­ления товара. В настоящее время глобальная квота являет­ся наиболее распространенным видом квотирования.

 

Индивидуальная квота представляет собой квоту, уста­навливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются сле­дующие виды индивидуальных квот по способу формиро­вания:

во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;

во-вторых, индивидуальная квота формируется на ос­нове предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соот­ветствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;

в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяют­ся многими странами особенно часто в отношении госу­дарств, не входящих в члены ВТО.
Следует отметить, что во внешнеторговой политике таможенного менеджмента также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государст­венной защите. В этой связи данная квота обычно приме­няется в отношении сельскохозяйственной продукции.

По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.

Лицензирование представляет собой процесс регулиро­вания внешнеэкономической деятельности через разреше­ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то­вара в установленных количествах в течении определенно­го промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни­чений.

На практике в таможенном менеджменте используется большое количество разно­образных лицензионных форм, при этом основными вида­ми лицензирования выступают следующие лицензии: ин­дивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия является разовым разреше­нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли­рующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важней­шие стороны внешнеторговой сделки: количество и стои­мость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, кото­рые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить ука­занные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.
Автоматическая лицензия представляет собой разреше­ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор­тера или импортера заявки, которая не может быть откло­нена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что распределение лицен­зий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпоч­тений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера, в настоящее время происходит модифика­ция добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка.

Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторон­ние соглашения в рамках добровольного ограничения экс­порта, которое вводится сразу в нескольких странах. В ка­честве таких соглашений выступают урегулирования по поливолокну и экспорту текстиля.
Эмбарго представляет собой запрет, который применя­ется в отношении импорта или экспорта отдельных това­ров или в отношении совершения внешнеторговых опера­ций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия междуна­родных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ира­ну), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уро­вень, введенный странами ЕС) или отдельным государст­вом по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.

Под таможенными и административными импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможен­ной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и другие.

Из перечисленных методов нетарифного регулирования наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представ­ляют собой временный сбор в размере разницы между це­нами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Нетарифные ограничения могут быть заложены и в механизме плате­жей. Внешне они выглядят как инструменты валютно-финансовой поли­тики страны, но часто преследуют торгово-экономические цели. Так, ма­неврируя валютным курсом, правительство страны может значительно воздействовать на экспортные и импортные цены товаров. Снижение кур­са валюты ведет к «удешевлению» национальных товаров и одновременно делает более дорогими импортные товары, затрудняя их реализацию на внутреннем рынке этой страны. Система импортных депозитов также применяется как инструмент внешнеторговой политики.

Импортный депозит – это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара.
Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты и по истечении нескольких месяцев сумма залога воз­вращается ему. Протекционистское значение импортных депозитов состо­ит в том, что они увеличивают издержки импортера по совершаемой опе­рации и повышают цены импортного товара. Кроме того, импортные де­позиты означают предоставление беспроцентного кредита банку.

Государственные закупки — это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые в государ­ственной среде с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны и регулируемые особой системой юридических, административных и экономических

Государственные закупки выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на развитие и экономический рост страны. Они финансируются из средств государства и всегда являются компонентом программы государственных расходов. Их применение может обеспечи­вать развитие сектора здравоохранения, образования, способствовать мо­дернизации инфраструктуры, организации новой информационной техно­логии. Неэффективные закупки вызывают дополнительные расходы через высокие цены, приобретение оборудования низкого качества, задержку в реализации проектов, неблагоприятные для покупателя условия контракта.

Демпинг – это продвижение товара на МР по экспортным ценам ниже нормального уровня цен (среднемировая цена, средняя цена на внутреннем рынке страны-экспортера, цены импортера, себестоимости товара).

Различают несколько видов демпинга:

Разбойничий – гос-во временно устанавливает низкую цену, главная цель – вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением нормальной цены.

Спорадический – у гос-ва уменьшается емкость внутреннего рынка и оно выбрасывает на внешний рынок товары по низкой цене, когда кризис перепроизводства.

Постоянный – гос-во постоянно продает товара ниже «справедливой цены».

Преднамеренный (по сущ-ву разбойничий) – цена может устанавливаться не только ниже мировой, но и ниже себестоимости.

Прямой – цена на иностранном рынке ниже цены на внутреннем рынке производителя. Цель: за счет отечественных потребителей увеличить объем внешних продаж и выровнять сальдо торгового баланса/платежного баланса.

Обратный – цены на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это возможно, если страна располагает исключительным товаром и его можно приравнять к монополии. (Япония)

Взаимный – два или более гос-в договорились о продаже друг другу товаров по заниженным ценам.

Антидемпинговые меры:

Антидемпинговые пошлины – размер определяется как разница между ценой продажи товара и справедливой ценой

Компенсационные пошлины – определяются как возможные потери, направлены на противостояние экспортным субсидиям

Приостановление торговых соглашений

Отмена торговых уступок демпингующей стороне

Введение максимальных пошлин и нетаможенных ограничений для демпингующей стороны

Девальвация валюты в стране-экспортере и т.п.

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz