Дискриминационные цены бывают в разных формах, которые подразделяют:

  • по группам покупателей - разным группам покупателей один и тот же товар продается по разным ценам;
  • по варианту товаров или услуг - разные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета разницы в затратах;
  • по территории - в разных регионах товар продается по разным ценам, хотя издержки по доставке одинаковы;
  • по времени - разные цены на товар устанавливаются в зависимости от сезона, месяца, дней недели, времени суток.

1. Стратегия множественности цен фирмы основана на том, чтобы для каждой группы покупателей устанавливать максимальную цену. В некоторых странах такая стратегия запрещена. В других - фирма может реализовать товар по очень низким ценам. Такая политика называется демпингом. Однако многие страны ограничивают ввоз товаров по низким ценам, подрывающим развитие национальной промышленности.

2. Фирма, действующая в условиях рынка совершенной конкуренции, не обладает властью над ценой, она вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную власть над ценой, повышая ее по сравнению с конкурентным уровнем с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация наблюдается там, где фирма назначает разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках и качестве товара.

Ценовую дискриминацию сложно осуществить на практике. Для того, чтобы ценовая дискриминация была эффективной должны выполняться следующие условия:

1)                  Наличие у фирмы рыночной власти;

2)                  Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар.

3)                  Способность фирмы исключать арбитраж – перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Чтобы этого не произошло, фирма должна создать искусственные барьеры между секторами рынка. Такие барьеры могут возникать (и использоваться фирмой) благодаря действию ряда факторов:

А) высокие трансакционные издержки (транспортные тарифы) перепродажи предотвращают арбитраж: то что агент может выиграть от разницы в ценах, он теряет на трансакционных издержках.

Б) вертикальная интеграция и вертикальные ограничения.

В)  специальные качества продукта.

Г) специальные формы контрактов на продажу. Производитель-монополист, реализующий продукцию крупными партиями, может продать не товар, а варрант - ценную бумагу, удостоверяющую право покупателя на партию продукции.

Д) особый вид товара. Услуги в отличие от продукта не могут быть перепроданы. 

Существует три типа ценовой дискриминации:

1. Совершенная ценовая дискриминация - происходит тогда, когда фирме удается назначить такие цены, чтобы совершенно весь потребительский излишек данного рынка перешел к ней.

Предположим, что назначение цены происходит путем последовательных процедур английского аукциона: каждый потребитель получает возможность заплатить за единицу товара столько, во сколько он эту единицу действительно оценивает. Тогда каждый потребитель должен заплатить за товар величину, указанную его местом на кривой совокупного спроса для данного рынка. Фирма будет продавать товар до тех пор, пока единица товара, проданная дополнительному потребителю, не принесет цену, равную предельным издержкам его производства. Последний потребитель, готовый купить данный товар, отдаст за него цену  конкурентного рынка- предельные издержки, МС. Способ назначения цены на каждую единицу продукции.

Другим способом совершенной ценовой дискриминации является система двухчастного тарифа. Фирма – монополист знает индивидуальные функции спроса всех потребителей и может исключать арбитраж между ними. Оплата товара складывается из двух частей: аккордного фиксированного взноса за право покупки товара и цены за каждую дополнительную единицу товара.

Уплатив в качестве аккордного взноса за право покупки товара сумму, равную потребительскому излишку, потребитель неизбежно будет приобретать такое же количество товара, какое он приобретал на конкурентном рынке.

Двухчастный тариф может применяться при ценообразовании на два взаимодополняющие товара, на один из которых назначается высокая цена, равная потребительскому излишку, а на другой относительно низкая в размере предельных издержек его производства. Пример, фотоаппарат и пленка.

2. Ценовая дискриминация  в зависимости от объема покупки - предусматривает назначение разных цен единицы товара при покупке разных количеств товара. Как правило, большие объемы закупок обходятся потребителю дешевле в расчете на единицу товара.

Разновидности второй дискриминации:

1)Простой тариф - изменение цены всего объема покупки в зависимости от объема покупки

100>Q =100   P =10

100<Q =200   P =8

Q>200             P=6

TR(300)=300*6=1800

2)Блочный тариф – потребитель оплачивает первые несколько единиц товара (первый блок) несколько дороже, чем последующие блоки. При данной схеме платежей цена единицы товара тем ниже, чем выше объем покупки.

Q1=100    P=10

Q2=100    P=8

Q3=100    P=6

TR(300)=100*10+100*8+100*6=2400

3) Двойной тариф - цена включает постоянную и переменную (в зависимости от объема покупки) части

Абоненская плата +оплата услуги

TR1=50+100*10=1050

TR2=50+200*10=2050

4) Установление минимального объема покупки - изменение цены для установленного объема покупки (скидка при покупке двух одинаковых рубашек)

3. Ценовая дискриминация третьей степени - по группам потребителей - разграничение рынков. В тех случаях когда фирма не может точно установить предельную ценность каждой единицы для каждого потребителя и, следовательно, не может проводить дискриминационную политику первого типа, возможно разделение совокупного спроса на группы потребителей с одинаковой предельной ценностью товара. Тогда фирма при условии невозможности арбитража может назначать разные цены для разных групп потребителей. Способы реализации:

1)                  предоставление скидок покупателям с высокой эластичностью спроса (сезонные цены, купоны на скидку)

2)                  повышение цены для не информированных покупателей (продажа по каталогам)

3)                  дискриминация в зависимости от статуса покупателя ( для физ. и юр. лиц; для гос орг. и частн. орг.; цена на мировом и цена на национ. рынках).

 

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz