Общепринятые стандарты стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке.

Различают четыре основных стандарта оценки бизнеса:

  • обоснованная рыночная стоимость;
  • обоснованная стоимость;
  • инвестиционная стоимость;
  • внутренняя (фундаментальная) стоимость.

Основные отличия указанных стандартов сводятся к следующему.

1.        Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса производится на основе ин­формации, которая равно доступна для любого по­тенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора. Де­ловые возможности любого потенциального инвестора также считаются равными и неог­раниченными.

2.  Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.

Стандарт обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике тогда, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке от них акций более крупными акционерами тех же пред­приятий на основании предъявления к последним претензий по поводу имевшего место несоблюдения при подготовке договорной цены купли-продажи указанного стандарта.

3.  Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса только на основе информированности и дело­вых возможностей конкретного инвестора (следовательно, согласно этому стандарту оценка одного и того же проекта будет разной для разных потен­циальных инвесторов).Стандарт инвестиционной стоимости предполагает, что оценка бизнеса осуществляется исходя из информированности об имуществе и рыночных перспективах предприятия конкретного его инвестора (покупателя или продавца). Играют роль и деловые возможности конкретного инвестора - имеющие­ся у него за рамками сделки по купле-продаже предприятия активы, которые могут быть использованы для развития бизнеса вместо выделения специально­го финансирования на цели их приобретения или создания собственными силами

4.   Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлений о деловых возмож­ностях инвестора.

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает так­же, что рассматриваемое предприятие должно быть оценено всеми суще­ствующими методами оценки бизнеса - с получением итоговой оценки как средневзвешенной из всех определенных разными методами оценок (где в качестве весовых коэффициентов должны выступать специально обосно­вываемые коэффициенты доверия оценщика к результатам применения того или иного метода оценки в конкретной оценочной ситуации).

Обычно считается, что наиболее объективная оценка бизнеса (проекта) как такового (вне зависимости от того, кто будет вести бизнес — реализовы­вать проект) соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости. В то же время наиболее практичным считается стандарт инвестиционной стоимости, в котором учитывается, что на практике трудно отделить оцен­ку проекта как такового от возможностей его наилучшим способом оце­нить и реализовать, которыми обладает конкретный инвестор.

 

Принципы оценки бизнеса

Принципы основанные на представлении собственника

  • Принцип полезности — бизнес обладает стоимостью если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику (владельцу). Полезность при этом для каждого собственника индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени и стоимости. Но полезность в рыночной экономике в основном — способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода времени, а также для реализации чувства гордости для владельца. И чем больше предприятие способно удовлетворить собственника, тем выше его стоимость.
  • Принцип замещения — с точки зрения любого собственника оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены за аналогичное предприятие с такой же степенью полезности. Не разумно платить за действующее предприятие больше, чем стоит создание нового аналогичного предприятия с аналогичной полезностью и в приемлемые сроки. Максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
  • Принцип ожидания или предвидения — полезность предприятия связана с получением и ожиданием будущих прибылей, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). При этом важны величина, качество и продолжительность ожидаемого дохода.

Принципы связанные с эксплуатацией собственности

  • Принцип остаточной продуктивности земельного участка — земля недвижима, а труд, капитал и управление привязаны к ней. Остаточная продуктивность, характеризуется месторасположением земельного участка, позволяет пользователю извлекать максимальную прибыль, минимизировать издержки, затраты и расходы. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.
  • Принцип вклада — включение любого дополнительного актива в систему предприятия целесообразно, если получаемый при этом прирост стоимости предприятия больше, чем затраты на приобретение этого актива. Вклад — сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость предприятия или чистая прибыль, вследствие наличия какого либо улучшения или дополнения.
  • Принцип возрастающей или убывающей отдачи — по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача растет, однако уже замедленными темпами.
  • Принцип сбалансированности (пропорциональности) предприятия — все факторы производства должны быть сбалансированы, оптимальное соотношение между факторами производства обеспечивает получение максимальной прибыли. Любому виду производства соответствует оптимальное сочетание факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль. Соответствия данного предприятия потребностям рынка.
  • Принципы оптимального размера (принцип масштаба) — любой фактор производства должен иметь оптимальный размер. Оптимальный размер — оптимальный размер отдельных факторов производства (оптимальная мощность предприятия или оптимальный размер земельного участка), обеспечивающий получение максимальной прибыли от функционирования предприятия в соответствии с рыночной конъюнктурой в данном регионе.
  • Принцип экономического разделения и соединения имущества (прав собственности) — имущественные права следует разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость предприятия (бизнеса). Разделение интересов владельцев и инвесторов.

Принципы связанные с внешней средой

ЭПринцип зависимости — стоимость предприятия зависит от множества факторов (внутренних и внешних). Само предприятие может влиять на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий. Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но во многом — внешними.

  • Принцип соответствия — любое предприятие должно соответствовать рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе. Соответствие — то, в какой степени само предприятие, его архитектура и влияние на окружающую среду соответствует этой окружающей среде и потребностям рынка. Предприятие должно соответствовать определенным требованием рынка по оснащению производства, технологии, уровню доходности и т.д.
  • Принцип предложения и спроса — основаны на экономическом законе равновесия спроса и предложения. Предложение — количество продаваемых (или их имущество) предприятий, имеющихся на рынке, спрос — количество предприятий (или их имущество), которое хотят приобрести по данной цене.
  • Принцип конкуренции. Капитал движется туда, где имеется возможность получить большую прибыль, поэтому туда, где извлекаются сверх прибыли пытаются проникнуть новые субъекты. Конкуренция — соревнование предпринимателей по получению прибыли. Конкуренция обостряется в тех отраслях (сферах) экономики, где намечается рост прибыли. При этом следует обратить внимание, а не монополист ли предприятие, которое оценивается. В будущем с обострением конкуренции сверхприбыль из-за монопольного положения этого предприятия может значительно уменьшится.
  • Принцип изменения — стоимость предприятия постоянно меняется под воздействием изменения внутренних факторов, а также окружающей среды.
  • Принцип регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшения — и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия — когда в результате функционирования соседних объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия скорее всего окажется выше его стоимости.
  • Принцип зависимости от внешней среды — стоимость предприятия, его имущества в значительном мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране.

Специальные применения оценки бизнеса

1.                 выкуп паев (акций) в закрытых компаниях типа обществ с ограни­ченной ответственностью и закрытых акционерных обществ или паяв товариществах при выходе из их состава одного из акционеров (уч­редителей, пайщиков);

2.                 эмиссия новых акций скрытыми акционерными обществами;

3.                 подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;

4.                 подготовка к продаже приватизируемых предприятий (включая прода­жу пакетов их акций, еще остающихся в собственности государства);

5.                 обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.

Эмиссия новых акций

основные правила по эмиссии акций:

  • перед тем как разрешить эмиссию новых акций, проверяют, в каком соотношении находятся балансовая и оценочная (полученная мето­дами оценки бизнеса) стоимости собственного капитала компании-эмитента;
  • если оценочная стоимость собственного капитала данного предпри­ятия больше, чем балансовая его стоимость, основывающаяся на остаточной балансовой стоимости активов предприятия, его обязатель­ствах и объявленных прибылях, то эмиссия новых акций разрешает­ся - причем как раз на величину выявленного изучавшегося превы­шения;
  • если оценочная стоимость собственного капитала фирмы-эмитента меньше, чем балансовая стоимость этого капитала, то эмиссия акций не разрешается;
  • в последнем случае, более того, акционерное общество, желавшее выпустить новые акции, обязано уменьшить величину стоимости своего собственного (уставного) капитала в бухгалтерском балансе общества как раз на разницу между оценочной стоимостью предпри­ятия и объявлявшейся (как выяснилось, завышенной) балансовой стоимостью его собственного (уставного) капитала.

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz