Основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии, т.е.  поиск факторов стратегического успеха компании.

Задачи:

– Понять связь между ролью стратегического лидера и окружающей средой

– Определить компоненты окружающей среды

– Оценить эффективность фирмы в управлении, мониторинге и отклике на окружающую среду

– Выявить факторы конкурентоспособности

Стратегический анализ:

1)                  Анализ факторов макросреды

2)                  Отраслевой конкурентный анализ

3)                  Анализ конкурентоспособности фирмы

4)                  Анализ конкурентоспособности продукции

 

1)                 Анализ факторов макросреды:

- STEP-анализ факторов макросреды фирмы (тенденции и влияние на фирму): эк, полит, правовые, научно-технич, соц-демогр, природные, геогр,климатич, междунар, др.

- «детерминанты» национального ромба:

- позиция страны в факторах производства

- контекст для стратегии соперничества

- состояние спроса

- родственные и поддерживающие отрасли

- Факторы внешней среды (PEST): политические, экономические, социальные, технологические.

2) Направления анализа микросреды:

 - потребительская среда

- конкурентная среда

- партнеры по бизнесу

- контактные аудитории

Этапы отраслевого конкурентного анализа:

–        Основные экономические характеристики отрасли

–        Движущие силы развития

–        Влияние пяти сил развития

–        Ключевые факторы успеха

–        Карта стратегических групп

–        Цепочка создания ценности

Движущие силы (по Портеру):

1. Изменения в долгосрочных темпах развития отрасли

2. Изменение в составе покупателей и способах использования продукта

3. Обновление продукта

4. Технологические изменения

5. Маркетинговые инновации

6. Вход или выход крупных фирм

7. Доступность технических ноу-хау

8. Изменения в издержках и эффективности

9. Появление покупательских предпочтений дифференцированного выбора товаров вме­сто массового потребления и наоборот

10. Изменения в государственной политике и регулировании

11. Уменьшение неопределенности и риска и др.

Модель пяти сил конкуренции Портера

- существующая конкуренция

- новые конкуренты

- покупатели

- товары-заменители

- поставщики

 

Карта стратегических групп

Стратегическая группа – группа соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке.

Теория цепочки создания ценности

Со стратегической точки зрения концепция цепочки ценностей, предполагает, по крайней мере, четыре направления увеличения прибыли:

•         связь с поставщиками,

•         связь с потребителями,

•         технологические связи внутри цепочки ценностей одного подразделения предприятия,

•         связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия.

Любая компания стремится занять место в тех звеньях цепочки создания стоимости, где прибыльность выше, или найти варианты для компенсации потери прибыли в цепочках создания стоимости за счет приобретения дополнительных ключевых компетенций.

Для этого компаниям необходимо выявить ключевые факторы успеха, которые определяют успех в данной отрасли или на данном рынке.

Анализ ресурсов и компетенций компании позволяет определить состав ключевых компетенций компании, т.е. то, что она делает лучше всего и лучше своих конкурентов.

Совпадение ключевых факторов успеха выбранной отрасли и ключевых компетенций компании приводит к возникновению устойчивого конкурентного преимущества.

            В этом случае роль и место компании в цепочке создания стоимости становится ключевой (определяющей ценность продукта для конечного покупателя).

 

SWOT-анализ

•         по фирме в целом,

•         по отдельным бизнес-направлениям (СХП),

•         по отдельным рынкам, на которых фирма функционирует,

•         по отдельным товарно-рыночным комбинациям (ТРК).

 

Метод Бостон Консалтинг Групп

Выделение этапов ЖЦ товара:

•         Трудный Ребенок - «Еще не известно что получится»;

•         Восходящая Звезда - «Многообещающие»;

•         Дойная Корова - «Реальный источник дохода»;

•         Старая Собака - «Отработавшие».

Каждый этап характеризуется различными инвестиционными действиями со стороны предприятия по отношению к продукту.

 

Рынок

Быстро растущий

Медленно растущий

Продукт

Прибыльный

Звезда

Дойная корова

Убыточный

Знак вопроса

Собака

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz