Основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии, т.е. поиск факторов стратегического успеха компании. Задачи: – Понять связь между ролью стратегического лидера и окружающей средой – Определить компоненты окружающей среды – Оценить эффективность фирмы в управлении, мониторинге и отклике на окружающую среду – Выявить факторы конкурентоспособности Стратегический анализ: 1) Анализ факторов макросреды 2) Отраслевой конкурентный анализ 3) Анализ конкурентоспособности фирмы 4) Анализ конкурентоспособности продукции
1) Анализ факторов макросреды: - STEP-анализ факторов макросреды фирмы (тенденции и влияние на фирму): эк, полит, правовые, научно-технич, соц-демогр, природные, геогр,климатич, междунар, др. - «детерминанты» национального ромба: - позиция страны в факторах производства - контекст для стратегии соперничества - состояние спроса - родственные и поддерживающие отрасли - Факторы внешней среды (PEST): политические, экономические, социальные, технологические. 2) Направления анализа микросреды: - потребительская среда - конкурентная среда - партнеры по бизнесу - контактные аудитории Этапы отраслевого конкурентного анализа: – Основные экономические характеристики отрасли – Движущие силы развития – Влияние пяти сил развития – Ключевые факторы успеха – Карта стратегических групп – Цепочка создания ценности Движущие силы (по Портеру): 1. Изменения в долгосрочных темпах развития отрасли 2. Изменение в составе покупателей и способах использования продукта 3. Обновление продукта 4. Технологические изменения 5. Маркетинговые инновации 6. Вход или выход крупных фирм 7. Доступность технических ноу-хау 8. Изменения в издержках и эффективности 9. Появление покупательских предпочтений дифференцированного выбора товаров вместо массового потребления и наоборот 10. Изменения в государственной политике и регулировании 11. Уменьшение неопределенности и риска и др. Модель пяти сил конкуренции Портера - существующая конкуренция - новые конкуренты - покупатели - товары-заменители - поставщики
Карта стратегических групп Стратегическая группа – группа соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке. Теория цепочки создания ценности Со стратегической точки зрения концепция цепочки ценностей, предполагает, по крайней мере, четыре направления увеличения прибыли: • связь с поставщиками, • связь с потребителями, • технологические связи внутри цепочки ценностей одного подразделения предприятия, • связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия. Любая компания стремится занять место в тех звеньях цепочки создания стоимости, где прибыльность выше, или найти варианты для компенсации потери прибыли в цепочках создания стоимости за счет приобретения дополнительных ключевых компетенций. Для этого компаниям необходимо выявить ключевые факторы успеха, которые определяют успех в данной отрасли или на данном рынке. Анализ ресурсов и компетенций компании позволяет определить состав ключевых компетенций компании, т.е. то, что она делает лучше всего и лучше своих конкурентов. Совпадение ключевых факторов успеха выбранной отрасли и ключевых компетенций компании приводит к возникновению устойчивого конкурентного преимущества. В этом случае роль и место компании в цепочке создания стоимости становится ключевой (определяющей ценность продукта для конечного покупателя).
SWOT-анализ • по фирме в целом, • по отдельным бизнес-направлениям (СХП), • по отдельным рынкам, на которых фирма функционирует, • по отдельным товарно-рыночным комбинациям (ТРК).
Метод Бостон Консалтинг Групп Выделение этапов ЖЦ товара: • Трудный Ребенок - «Еще не известно что получится»; • Восходящая Звезда - «Многообещающие»; • Дойная Корова - «Реальный источник дохода»; • Старая Собака - «Отработавшие». Каждый этап характеризуется различными инвестиционными действиями со стороны предприятия по отношению к продукту.
|
© SaVi |