Цепь поставок – Supply Chain – это глобальная сеть, используемая для доставки товаров и услуг от производителей первоначальных материалов к конечным потребителям путем организации движения информационных, материально-продуктовых и финансовых потоков. Управление цепочками поставок (SCM) – интегрирование ключевых бизнес-процессов, начиная от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. *Логистика – это часть процесса в цепочках поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения потребностей. SCM - Оптимизация и связывание логистических (и не всегда логистических) бизнес-процессов нескольких компаний с целью общей оптимизации процессов формирования добавочной стоимости и уровня сервиса для конечного потребителя. Цепочка поставки выполняет две основные функции: физическую и посредническую. • Физическая функция цепочек поставки: материалы превращаются в детали, а те, в свою очередь, в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве. • Посредническая функция менее очевидна, но не менее важна — на рынок должно приходить то, что нужно потребителям, а главное вовремя. Основные контрагенты цепи поставок: - потребители - ритейлеры - Оптовики/дистрибьюторы - производители - поставщики сырья и материалов С внедрением SCM компании получают такие конкурентные преимущества, как • уменьшение стоимости и времени обработки заказа (на 20-40%), • сокращение закупочных издержек (на 5-15%), • сокращение времени выхода на рынок (на 15-30%), • уменьшение складских запасов (на 20-40%), • сокращение производственных затрат (на 5-15%), • увеличение прибыли на 5-15%".
Эффективно выстроенная цепочка поставок может стать стратегическим конкурентным преимуществом как производителя, так и ритейлера, позволяя достигать настолько низкой себестоимости, что у компании появится возможность вытеснить конкурентов с рынка без потери прибыльности. Идеальная цепь поставок: 1. Идеальный сервис (100% выполнение заказа), 2. Нулевой запас (снабжение=спросу) 3. Минимальная цена (100% использование мощностей без переналадки) 4. Предельная гибкость (запуск новых продуктов в кратчайшие сроки)
Примеры неэффективной «затратной» логистики: - низкая утилизация складских площадей - Низкая загрузка транспортного парка - Неоптимальный выбор складских помещений - Высокая капиталоемкость (собственные складские и транспортные активы, непрофильные для предприятия) Задачи участников SC: В процессе создания интегрированных цепей поставок участники вынуждены переосмысливать свои взгляды на покупателей и поставщиков:
Хорошо организованная цепочка товародвижения должна обеспечивать: -оптимальный уровень издержек, -высокую скорость прохождения товара по цепочке товародвижения, -минимальное время реагирования цепочки товародвижения на изменение рынка, -высокую надежность, -эффективность управления товарными запасами.
Показатели эффективности: Количественные: • Время продвижения в цепочке поставок • Добавочная стоимость, создаваемая в цепочке поставок • + типовые логистические KPI Качественные: § Степень удовлетворения спроса в SC § Успешность реализации стратегии данной SC
7 принципов обеспечения совершенства цепи поставок: 1) Сегментация потребителей на основе их запросов 2) Индивидуализация логистических сетей 3) Интегрированное планирование спроса и предложения 4) Дифференциация продукта ближе к потребителю 5) Стратегический сорсинг 6) Разработка технологий для всей цепи поставок 7) Использование метрик показателей функционирования для всей цепи поставок
Источники повышения эффективности CS: • Повышение точности планирования за счет единых информационных каналов, синхронизации бизнес-процессов, совместного прогнозирования спроса. • Повышение качества оперативного управления за счет непрерывного мониторинга всей логистической цепи, своевременного определения отклонений и нарушений в функционировании ЛЦ. • Оптимизация процесса создания стоимости и сокращение части затрат на маркетинг и логистику за счет ликвидации бизнес-процессов, связанных с неопределенностью в закупках, складировании и сбыте; • Повышения качества продукции Уровни логистической интеграции • Операционный: фокус на отдельные операции без связи их в единый процесс • Функциональный: объединение смежных операций и функций • Межфункциональный: интеграция функциональных областей • Межорганизационный: построение кросс-организационных процессов в цепи поставок |
© SaVi |