Договор (контракт, соглашение) — форма закрепления (чаще всего письменная, документальная) партнерских связей. В договоре фиксируются предмет договоренности, взаимные права и обязанности партнеров, а также последствия нарушения договоренности. Письменная форма договора является основой рассмотрения возникающих претензий. Толкованием договоров, правовым регулированием отношений, возникающих в ходе реализации экономических интересов самостоятельных хозяйственных субъектов занимается отрасль праводоговорное право. В предпринимательстве необходимо различать учредительный договор и предпринимательский, или хозяйственный, договор. Учредительный договор - это письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических или юридических лиц по образованию, учреждению новой организационно-правовой структуры для реализации какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Первым и основным договором общества является его устав. В нем определяются название, местопребывание и предмет деятельности фирмы. В уставе также содержатся сведения о размере основного капитала, номинальной стоимости акций (если таковые имеются) или доле каждого из партнеров, подписывающего устав, в общем размере основного капитала, порядок распределения получаемых прибылей. В устав обязательно вносится также положение об органах управления - правлении, наблюдательном совете, собрании акционеров, а также указываются должностные лица, т. е. , лица, занимающие должности, которые имеют право представлять фирму или компанию без доверенности, на основе устав ной записи. Любой договор состоит: из преамбулы; основной части; заключительной части. Преамбула — это своеобразное введение в договор, которое включает: название (наименование) договора — купли-продажи, поставки, бартерный
и т. д.; указание места и времени заключения договора (хотя эти сведения могут быть отнесены и в заключительную часть); фиксирование факта заключения договора в соответствии с теми условиями, которые указываются в тексте договора; наименование сторон; при этом продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимающая сторона, — второй. В качестве договаривающихся сторон могут выступать физические и юридические лица. Физическими лицами являются люди — участники правовых
отношений, а юридическими лицами — структуры, которым в соответствии с действующим законодательством разрешается выступать в качестве субъектов права. Предпосылкой законности какого-либо соглашения является дееспособность договаривающихся сторон.
Основная часть договора подразделяется в свою очередь на две составные - специфические и общие условия договора. К специфическим условиям договора относятся: предмет договора или количество товара; качество товара; цена товара; скидки с цены и надбавки к цене (если они применяются); базисные условия поставки; форма платежа; срок поставки или сроки исполнения обязательств, односторонний отказ
от договора; маркировка, упаковка товара; сдача-приемка товара или переход права собственности на товар; ответственность сторон; запретительная оговорка (например, о запрете перепродажи товара третьей стороне, если в этом заинтересован продавец). К общим условиям договора относятся те положения, которые включаются во все договоры, независимо от их содержания: арбитражная оговорка; форс-мажор. В заключительной части договора указываются: юридические адреса сторон; все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора; подписи сторон; указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле). В целом структура договора, таким образом, выглядит следующим образом: Преамбула Основная часть договора Специфические условия Общие условия Заключительная часть договора
2. Классификация договоров. В большинстве случаев предприниматели выделяют следующие типы договоров: учредительный договор; договор купли-продажи; договор имущественного найма; договор аренды; договор лизинга; договор подряда; договор о кооперации; договор о создании консорциума; договор поручения; договор комиссии; агентский договор; договор об исключительной продаже товаров; договор о франчайзинге; договор о факторинге; договор хранения; договор о создании совместного (смешанного) предприятия; договор проектного финансирования. Наиболее сложным выступает импресарский контракт, который почти всегда не подлежит разглашению. При подготовке импресарского контракта различают две его ступени: подписание договора о передаче прав на заключение импресарского контракта: этот договор подписывается менеджером (импресарио) и исполнителем (певцом, танцором и др.) или творческим коллективом; подписание самого импресарского контракта: этот контракт подписывается импресарио (менеджером), с одной стороны, и предпринимателем-организатором шоу, концерта, программы и т. д., с другой. Импресарский контракт предусматривает порядок и форму возмещения возможных убытков (вплоть до наложения ареста на движимое и недвижимое имущество творческого коллектива). В случае неправомерного обращения импресарио в судебные инстанции и проигрыше судебного процесса импресарио несет судебные издержки и возмещает ущерб, нанесенный репутации творческого коллектива или исполнителя, а также прямой материальный ущерб, вызванный его непрофессиональными действиями или неисполнением каких-либо договорных условий. Для подготовки текста договора нередко привлекаются специалисты или консультанты.
3. Оферта как форма заключения договора
Ведение переговоров в письменной форме означает, что одна из сторон (или один из партнеров), являющаяся инициатором заключения договора, готовит письменное предложение другой стороне в форме проекта договора, это предложение называют офертой (от лат. offего — предлагаю). В практике предпринимательской деятельности оферта используется, когда одна из сторон готовит предложение в форме проекта договора другой стороне и идет на переговоры с ней уже с готовым проектом. Офертой называют не любой проект договора, а лишь проект, подписанный одной стороной. В случае, если необходимо продать товар, но у нет точной информации, кто может его купить, можно направить предложение одному лицу (возможному покупателю) или сразу нескольким лицам на одну и ту же партию товара в надежде, что кто-то из них обязательно заинтересуется предложением. В этой связи различают твердую оферту и свободную оферту. Твердая оферта направляется в один адрес и становится договорной в случаях: 1) когда она подписана другой стороной (покупателем); 2) когда она выслана обратно в адрес оферента;3) когда она получена оферентом. Только при соблюдении всех этих трех условий оферта становится
договором. Каждая оферта имеет определенный срок действия, который указывается в тексте. Свободная направляется в несколько адресов.

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz