Причины прогнозирования спроса: 1. Выполнение заказа клиента в сроки, предусмотренные стратегией позиционирования продукта компании 2. Эффективное управление операционными ресурсами 3. Осуществление финансового планирования Прогнозирование сбыта имеет следующие недостатки: 1. Неточность прогноза, потенциально влекущая за собой несоответствие спроса и предложения; 2. Как следствие первого недостатка, дополнительные запасы, поддерживаемые с целью «погашения» неточности прогноза (для страховки, на границах между предприятиями) Причины возникновения эффекта хлыста
Соотношение прогнозирования и планирования в цепях поставок: Прогноз спроса • Составляется на основе статистических данных • Модель будущего на основе экстраполяции • Определяется только на основе прошлых данных о спросе План спроса • Основывается на прогнозе • Учитывает внешние факторы • Результат анализа, на основе которого достигнуто согласие участников Неадекватный план спроса ведет к: • Неудовлетворительное обслуживание потребителей, • Избыточные запасы, • Радикальные изменения плана производства, • Рост затрат в дистрибуции Точный план спроса помогает: • Доставлять необходимую продукцию поставщику в заданное время; • Иметь необходимое количество продукции в нужных местах; • Принимать обоснованные операционные решения; • Гарантировать соответствие финансового планирования реальности. Уровни планирования: - долгосрочное (стратегия), - среднесрочное (тактика), - краткосрочное (действия) Планирование продаж и операционной деятельности (Sales & Operations Planning) – это инструмент непрерывного управления для высшего руководства, связывающий в единый процесс все функции (продажи, маркетинг, мотивацию, финансы), ключевых клиентов и ключевых поставщиков для создания набора согласованных планов. S&OP позволяет добиться увеличения прибыльности компании за счёт её способности реагировать и за счёт эффективного использования ресурсов. Планирование продаж и операций – это ежемесячный цикличный процесс, включающий в себя серию обзоров и завершающийся Совещанием руководства по планированию продаж и операций (Executive Meeting или Manager Business Review), где высшее руководство предприятия рассматривает такие важные моменты, как спрос на продукцию предприятия, объем выпуска продукции, новые продукты предприятия, финансовые и иные ресурсы и принимает решения, необходимые для бизнес-стратегии. Основные характеристики S&OP: • Горизонт планирования – 18-24 месяца (скользящий) • Интервал планирования – 1 месяц; • Объект планирования – товарные группы; • Основные результаты – План продаж и План производства
Процесс собирает воедино все планы для бизнеса (продаж, маркетинга, развития, производства, источников поставок, финансовый) в один интегрированный комплекс планов. Он (процесс) выполняется как минимум раз в месяц и рассматривается менеджментом на агрегированном (по семьям продуктов/ товарным группам) уровне. Процесс должен согласовать все планы по поставке, спросу и планы по новой продукции и на подробном, и на агрегированном уровне и увязать это с бизнес-планом. Это – четкая формулировка планов предприятия в кратко- и среднесрочном периоде, охватывающее горизонт, достаточный для планирования ресурсов и поддержки ежегодного процесса бизнес-планирования. Исполняемый должным образом, процесс планирования продаж и операций связывает стратегические планы бизнеса с их исполнением и рассматривает показатели деятельности для постоянного усовершенствования.
Этап 1. Планирование продуктов Этап 2. Прогнозирование спроса * Приемы прогнозирования спроса: - статистическое прогнозирование - управление стимулами (продвижением) продаж - управление незапланированными и неожиданными ситуациями и событиями -интеграция планов спроса - показатели функционирования - моделирование Этап 3. Планирование поставок: - следование за спросом -равномерное пр-во - привлечение внешних услуг Этап 4. Согласование планов Этап 5. Совещание руководства по S&OP |
© SaVi |