Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: – макроокружения; – непосредственного окружения (микросреда); – внутренней среды организации. Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в пределах управления организации. Внутренняя среда рассматривается в основном с позиций её элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация для приспособления к изменению совокупного воздействия факторов внешней среды. 1. Кадровый состав охватывает такие процессы, как:
· взаимодействие менеджеров и рабочих; • наем, обучение и продвижение кадров; • оценка результатов труда и стимулирование; • создание и поддержание отношений между работниками и т.п. 2. Организационный аспект включает: • коммуникационные процессы; • организационные структуры; • нормы, правила, процедуры; • распределение прав и ответственности; • иерархию подчинения. 3. Производственная составляющая: • изготовление продукта; • снабжение и ведение складского хозяйства; • обслуживание технологического парка; • осуществление исследований и разработок. 4. Маркетинговая структура внутренней среды охватывает следующие вопросы:
5. Финансовый аспект анализа включает процессы, связанные с:
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению. Анализ состояния компании состоит в получении ответов на следующие вопросы: 1. Насколько эффективна действующая стратегия? 2. В чем сила и слабость компании, какие у нее есть возможности и что представляет для нее угрозу (SWOT) 3. Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособными? 4. Насколько прочна конкурентная позиция компании? 5. С какими стратегическими проблемами сталкивается компания? Чтобы ответить на них, используют четыре аналитических инструмента: Ø SWOT-анализ, Ø анализ цепочки ценностей, Ø анализ издержек Ø оценка конкурентоспособности. Конкурентные преимущества организации связаны с моментами превосходства данной организации над другими по основным составляющим процесса производства, маркетинга, управления, ресурсам и т.п. |
© SaVi |