Функции государственного регулирования в инновационной сфере:
· Установление приоритетов государственного развития; • Аккумулирование средств на научные исследования и инновации, организация финансирования инновационной деятельности; • Координация инновационной деятельности; • Стимулирование инновационной активности, конкуренции в данной сфере, государственные санкции за выпуск устаревшей продукции; • Правовое регулирование иновационной деятельности, защита авторских прав, охрана интеллектуальной собственности; • Кадровое обеспечение иновационной деятельности; • Формирование научно-иновационной инфраструктуры; • Регулирование международных аспектов иновационых процессов. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ: • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; • содействие развитию инновационной инфраструктуры, • кадровая поддержка инновационной деятельности, • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность; • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ); • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.); • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций: • развитие рыночных отношений, • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций, • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере, • расширение спроса на инновации, • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации, • содействие модернизации техники, • развитие лизинга наукоемкой продукции, • активизация предпринимательства, • пресечение недобросовестной конкуренции, • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке, • развитие экспортного потенциала страны, • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности: • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования, • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов, • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере, • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ: • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности. • Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. • Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности. Регулирование инновационной деятельности происходит на базе: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.) Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени. ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры. ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. |
© SaVi |