Стратегические альянсы – это кооперативные соглашения между компаниями, выходящие за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающие слияние или полного партнерства Стратегические альянсы – это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, вместо того чтобы: Ключевые характеристики партнерства:
Основные причины вступления компаний в стратегические альянсы: – достижение эффекта масштаба в производстве или маркетинге, – заполнение «белых пятен» в научно-технической или производственной областях, – получение доступа к новым рынкам Стратегические альянсы как средство достижения эффекта масштаба: Преимущества:
· единовременно увеличивают потенциальные возможности фирм к росту бизнеса, • ограничивают «лобовую конкуренцию», • дают возможность совместного использования объектов инфраструктуры. Проблемы: • как альянсы прямых конкурентов требуют точного согласования интересов, • нередко ведут к поглощению более слабых участников альянса, • требует совместимости «организационных культур» фирм. Стратегические альянсы как средство усиления слабых мест в НИР и ОКР: Преимущества: • единственно возможный путь установления единых отраслевых стандартов по новым продуктам и услугам, • минимизирует риски в сложных инвестиционных проектах, • позволяет объединить научно-технический потенциал конкурентов при реализации уникальных проектов. Проблемы: • возможно обострение конкуренции с другими альянсами, • проблемы «утечки мозгов» и «know-how». Стратегические альянсы как средство доступа к новым рынкам: Преимущества: • снижают затраты при вхождении на новые рынки, • возможны для разнопрофильных фирм, • не ведут к последующему объединению капиталов или слияниям. Проблемы: • большие различия в организационной культуре фирм – партнеров, • объективные сложности в поиске основы альянса. Основные выгоды создания стратегических альянсов: • Преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки. • Доступ к каналам сбыта и продаж партнера и его положению на рынке • Доступ к продуктам, технологиям и интеллектуальной собственности (ИС) партнера • Доступ к финансовым ресурсам партнера • Новые рынки для товаров и новые товары для покупателей • Усиление бренда на рынке с помощью каналов партнера • Ускоренная разработка новых продуктов и выход с ними на рынок • Сокращение стоимости и риска научно-технических разработок и создания радикальных инноваций • Быстрое достижение критической массы и нужных масштабов • Установка технологических стандартов в отрасли и выпуск первых продуктов, отвечающих этим стандартам • Утилизация побочных продуктов • Доступ к менеджерскому мастерству Три основных формы стратегических альянсов: • Прямое сотрудничество – наиболее распространенная форма без взаимного долевого участия. • Совместные предприятия – создание партнерами отдельного бизнеса, которым они владеют и управляют совместно • Миноритарные инвестиции – в основном используется в рамках корпоративных венчурных стратегий, когда они инвестируют в молодые инновационные фирмы Организационные модели стратегических альянсов: • Мягкие (кооперационные); • Локальные (проектные); • Жесткие (холдинговоподобные). Виды альянсов: • Альянсы между неконкурентами • Транснациональные СП: обычно сборка, иногда сбыт одним партнером продукции другого, иностранного производителя. · Вертикальные альянсы: партнерские отношения, предполагающие работу в смежных звеньях цепочки производства продукта. · Межотраслевые альянсы: соглашения компаний из разных отраслей, выпускающих не связанные общей производственной цепочкой продукты. Используются для диверсификации бизнеса, расширения производственной деятельности за счет кооперации с участником интересующего рынка. • Альянсы между конкурентами Интеграционные: заключают, чтобы добиться эффекта масштаба производства. (компании могут совместно выпускать компоненты, но затем «в лобовую» конкурировать друг с другом на рынке готовой продукции). Псевдоконцентрационные: здесь происходит общая разработка, производство и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Часто это консорциумы, создаваемые для реализации сложных и затратных проектов – например, в тяжелом машиностроении, авиастроении. • • Комплиментарные альянсы: один партнер разрабатывает и производит продукцию, а реализуется она через каналы другого. Нередко применяется для расширения географии поставок.
|
© SaVi |