В самом общем случае под качеством понимают степень соответствия некоторых управляемых параметров процесса определенным требованиям, заданным (запланированным) значениям параметров, стандартам. Качество – один из основных факторов конкурентоспособности фирмы Качество — это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Эволюция в области качества Этап 1 соответствовал раннему периоду развития промышленного производства, вплоть до начала 1900-х Достижение качества готовой продукции с помощью инспекции Достижение качества с помощью контроля процесса. Этап 2 начался в середине 20 века. Качество проектирования Этап 3 соответствовал периоду 1960—1970-х гг. Запросы потребителя и качество продукции поставщиков Этап 4 - это период 1980-х и до начала 1990-х гг. Качество послепродажного обслуживания. Этап 5 соответствует периоду от начала 90-х гг. прошлого столетия и до настоящего времени.
Основа управления качеством - вариабельность рассматриваемого процесса. Cнижение вариаций лежит в основе непрерывного, никогда не заканчивающегося процесса совершенствования. 1. Все вариации имеют свои причины. Имеются четыре основных типа причин. • Общие причины (соттоп саиsеs)- множество всегда присутствующих факторов, влияние каждого из которых в отдельности мало, ими определяются случайные отклонения в ежедневной, еженедельной или ежемесячной работе. Совместное влияние таких факторов часто называют системной изменчивостью. • Специальные причины (sреcial саиsеs)- факторы, которые спорадически выводят систему из присущей ей вариабельности, проявляют себя экстремальными точками на кривых или характерным распределением данных в имеющемся наборе, как правило, можно отследить к конкретному источнику. • Вмешательство (tатреring) —вариации, вызванные излишними регулировками в попытке компенсировать вариации из-за общих причин. • Структурные вариации (structural variation) — регулярные, систематические изменения в данных. Типичным примером могут служить сезонные отклонения и долгосрочные тенденции; 2. Каждый тип требует совершенно различных управляющих действий. • в отношении специальных причин - нужны временные данные, и если они сигналят о наличии причины, следует исследовать ее источник, выявив его, - предупредить возможность повторения причины. • в отношении общих причин –нужно глубинное знание процесса или системы, подлежащей улучшени, постоянное наблюдение, которое помогает выявить фундаментальные изменения, в которых нуждается система.
Менеджмент качества в цепи поставок: 1) планирование качества 2) управление качеством 3) обеспечение качества 4) улучшение качества
Управление качеством: Борьба с тремя главными «врагами» • потерями • несоответствиями • нерациональными действиями Подход «5W 1S» (What, Why, When, Who, Where, How?)
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество - это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации (Бове и Тилл)
Филипп Кросби: процесс улучшения качества базируется на основе четырех абсолютов: • качество - соответствие требованиям • система качества - предотвращение • выполнение стандартов - нулевой дефект • измерение качества - цена несоответствия Цена качества - стоимость в составе продукта, которая может быть сэкономлена, если все исполнители работают безупречно.
Методология TQM 1. QFD (Quality Function Deployment - технология развертывания) Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производств Метод QFD - это экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, которые получили название "домиков качества". 2. Метод FСА (Functional Cost Analysis - функционально-стоимостной анализ) представляет собой технологию анализа затрат на выполнение изделием его функций; ФСА проводится для существующих продуктов и процессов с целью снижения затрат, а также для разрабатываемых продуктов с целью снижения их себестоимости. При проведении функционально-стоимостного анализа определяют функции элементов технического объекта или системы и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с тем, чтобы эти затраты снизить. 3. FMEA-анализ (Failure Mode and Effects Analysis – анализ возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя) проводится для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов 4.Целью ФФА (функционально-физический анализ) является анализ физических принципов действия, а также технических и физических противоречий в технических объектах для того, чтобы оценить качество принятых технических решений и предложить новые.
6 Сигм Основу системы качества Six Sigma составляет оценка отклонений фактических показателей процесса от кривой нормального распределения отклонений (σ) Единицу измерения отклонений в статистике принято называть <сигмой> - σ * Сигма отражает среднеквадратическое отклонение статистической совокупности, являясь мерой вариабельности. Суть понятия «процесс шесть сигма» заключается в том, что процесс производства считается бездефектным, если промежуток между математическим ожиданием (МО) процесса и его границей поля допуска будет равным шести среднеквадратическим отклонениям. DMAIC – Define, Measure, Analyze, Improve, Control) - ОИАСК – Определение, Измерение, Анализ, Совершенствование, Контроль. Руководители академии "шесть сигм" Харри и Шредер считают, что эта программа состоит из восьми ступеней: Recognize (Осознай) - DMAIC - Standardize (Стандартизируй) - Integrate (Интегрируй) При разработке процесса по 6 сигмам возможно применение и других методологий. Но все они используют аналитические методы (такие как развертывание функции качества, анализ видов и последствий отказов, бенчмаркинг, планирование эксперимента и др), уделяют большое внимание сбору данных о потребителе и на каждом этапе переводит «потребности» в «требования», четко увязывая их между собой и в конечном счете с процессами создания новой услуги или продукта |
© SaVi |