Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий; Отрасль объединена характером используемых технологий; По видовому признаку отрасли делятся: А) первичные отрасли (добывающая промышленность, с/х); Б) вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность); В) отрасли инфраструктуры (транспорт, здравоохранение и т.д.); Г) отрасли управления и науки; Рынок - совокупность экономических условий, при которых покупали и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок Определение рынка связано с целью исследования: - пространство для взаимодействия экономических агентов; - идентификация рынка происходит в зависимости от широты или узости задания его границ; Рынок объединен удовлетворяемой потребностью Классификационные признаки рынка: А) объекты сделок – товарные, факторов прва, недвижимости, финансовые; Б) условия функционирования – открытые\закрытые, стихийные\организованные, стабильные\нестабильные, продавца\покупателя; В) степень локализации сделок – по времени, территории; Г) типы взаимосвязей – вертикальные\горизонтальные; Д) характер взаимодействия фирм – конкурентные\неконкурентные
Границы рынка -продуктовые - заменяемость в потреблении -временные - Длительность периода потребления. Наличие барьеров входа -локальные – острота конкуренции, наличие барьеров входа
Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Факторы емкости рынка: Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения;покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на товары; численность населения; его социальный и половозрастной состав; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сетей; географическое расположение рынка. Специфические факторы - размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви);-достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного использования). Методы определения емкости рынка: А) Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик Е= Прво – Экспорт+ Импорт + Остатки на складах + Запасы гос-ва Б) Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели Ип х Кобщ х 12 Е = t Е – емкость рынка Ип - индекс торговой панели (средний объем продаж одного магазина, входящего в панель) Кобщ - общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией t - период времени, за который собираются данные по панели (мес.). В) Определение емкости рынка на основе норм потребления Е = Норма (годовая среднедушевая) х Чобщ, Г) Определение емкости рынка на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товаров Метод используется для потребительских товаров с коротким циклом потребления, приобретаемых регулярно (зубная паста, стиральный порошок и др.). Е = 12 х Число потребителей х С х Т, С – объем потребления при одном обращении к данному товару. Вместо показателя объема потребления может использоваться показатель объема (нормы) покупки, например. Для фасованных продуктов определение нормы покупки обычно сопряжено с определением предпочтений потребителей по весу (объему) упаковки. Т – частота обращения к товару (использования) в месяц. Д) Определение емкости рынка на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж Метод используется в отношении товаров с длительным сроком использования (автомобили, мебель, бытовая техника и др.). Е = Еперв (те, кто покупают впервые) + Еповт (на замену) + Едоп (дополнительно)
Результативность функционирования рынка Результативность функционирования отраслевого рынка зависит от: - сложившейся структуры рынка; - концентрации производителей; - дифференциации продуктов; - уровня барьеров; - поведения участников рынка.
|
© SaVi |