Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий;  Отрасль объединена характером используемых технологий;

По видовому признаку отрасли делятся:

А) первичные отрасли (добывающая промышленность, с/х);

Б) вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность);

В) отрасли инфраструктуры (транспорт, здравоохранение и т.д.);

Г) отрасли управления и науки;

Рынок - совокупность экономических условий, при которых покупали и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок

 Определение рынка связано с целью исследования:

-          пространство для взаимодействия экономических агентов;

-          идентификация рынка происходит в зависимости от широты или узости задания его границ;

Рынок объединен удовлетворяемой потребностью

Классификационные признаки рынка:

А) объекты сделок – товарные, факторов прва, недвижимости, финансовые;

Б) условия функционирования – открытые\закрытые, стихийные\организованные, стабильные\нестабильные, продавца\покупателя;

В) степень локализации сделок – по времени, территории;

Г) типы взаимосвязей – вертикальные\горизонтальные;

Д) характер взаимодействия фирм – конкурентные\неконкурентные

 

Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Степень влияния продавцов на установление рыночной цены

Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Цену устанавливает продавец

Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены

Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены

Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Нет стратегического взаимодействия продавцов

Не предполагается стратегического взаимодействия

Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке

Условия входа на рынок

Вход свободен

Вход полностью заблокирован

Вход свободен

Вход может быть блокирован или свободен

Степень влияния покупателей на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены.

 

Границы рынка

-продуктовые - заменяемость в потреблении

-временные - Длительность периода потребления. Наличие барьеров входа

-локальные – острота конкуренции, наличие барьеров входа

 

Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров.

Факторы емкости рынка:

Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения;покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на товары; численность населения; его социальный и половозрастной состав; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сетей; географическое расположение рынка.

Специфические факторы - размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви);-достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного использования).

Методы определения емкости рынка:

А) Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик

Е= Прво – Экспорт+ Импорт + Остатки на складах + Запасы гос-ва

Б) Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели

         Ип   х  Кобщ  х 12       

Е =  

                t

Е – емкость рынка

Ип   -  индекс  торговой панели (средний объем продаж одного магазина, входящего в панель)

Кобщ  -  общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией

t  -  период времени, за который собираются данные по панели (мес.).

В) Определение емкости рынка на основе норм потребления

Е = Норма (годовая среднедушевая) х Чобщ,

Г) Определение емкости рынка на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товаров

Метод используется для потребительских товаров с коротким циклом потребления, приобретаемых регулярно (зубная паста, стиральный порошок и др.).

           Е = 12 х  Число потребителей   х  С   х  Т,

С – объем потребления при одном обращении к данному товару. Вместо показателя объема потребления  может использоваться показатель объема (нормы) покупки, например. Для фасованных продуктов определение нормы покупки обычно сопряжено с определением  предпочтений потребителей по весу (объему) упаковки.

Т – частота обращения к товару (использования) в месяц.

Д) Определение емкости рынка на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж

Метод используется в отношении товаров с длительным сроком использования (автомобили, мебель, бытовая техника и др.).

               Е =  Еперв (те, кто покупают впервые)      +    Еповт   (на замену)  +     Едоп (дополнительно)

 

Результативность функционирования рынка

Результативность функционирования отраслевого рынка зависит от:

- сложившейся структуры рынка;

- концентрации производителей;

- дифференциации продуктов;

- уровня барьеров;

- поведения участников рынка.

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz