Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи: долговременные (или постоянные); кратковременные (или на определенный срок); случайные. При планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности. Производственная кооперация – осуществление замкнутого производственного цикла готового к употреблению продукта всеми партнерами совместно, причем каждый из них выполняет свою часть работ в рамках единого (интегрированного) производственного процесса. Основные задачи производственной кооперации заключаются в том, чтобы: наиболее эффективно загрузить производственные мощности предприятий-производителей заказами; сформировать рациональные хозяйственные связи путем правильного «прикрепления» потребителей к поставщикам; обеспечить полную, своевременную и комплексную поставку готовой продукции в соответствии с имеющимся спросом и доступными организационными и материально-техническими ресурсами. Преимущества кооперации многочисленны и проявляются во всех аспектах промышленного развития. Основные из них для предприятий состоят в следующем: рост возможностей для развития производства; стабилизация спроса на продукцию и услуги; более полное и эффективное использование производственных мощностей; большая гибкость и быстрая адаптация к изменению спроса; углубление специализации с повышением качества продукции; оптимизация производственного процесса; эффективное внедрение и использование инноваций; распространение среди работников предприятия уверенности в успехе, духа предпринимательства, новых культурных ценностей, что обеспечивает существенное улучшение социального микроклимата и стабильности в коллективе. Главное преимущество, получаемое предприятиями от участия в кооперации – это снижение собственных издержек за счет концентрации усилий и ресурсов на одном или немногих технологических процессах. Проектное финансирование – форма предпринимательского сотрудничества, при которой: один из партнеров обязуется финансировать реализацию предпринимательского проекта другого партнера; партнер-разработчик предлагает другому партнеру осуществлять практическую его реализацию и обязуется финансировать все необходимые работы. Под проектным финансированием понимается предоставление финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в виде кредита без права регресса, с ограниченным или полным регрессом на заемщика со стороны кредитора. Под регрессом понимается требование о возмещении предоставленной в заем суммы. При проектном финансировании кредитор несет повышенные риски, выдавая, с точки зрения традиционных банковских кредитов, необеспеченный или не в полной мере обеспеченный кредит. Погашение этого кредита осуществляется за счет денежных потоков, образующихся в ходе эксплуатации объекта инвестиционной деятельности. Различают три основные формы проектного финансирования: финансирование с полным регрессом на заемщика, т.е. наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта падают, в основном, на заемщика, зато «цена» займа при этом относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта. Финансирование с полным регрессом на заемщика используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов; финансирование без права регресса на заемщика, т.е. кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, т. к. кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом, финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Проекты для такой формы финансирования должны использовать прогрессивные технологии производства продукции, иметь хорошо развитые рынки продукции, предусматривать надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации проекта и пр.; финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта между его участниками – так, чтобы каждый из них брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства, и цена финансирования умеренна. Все участники проекта заинтересованы в эффективной реализации последнего, поскольку их прибыль зависит от их деятельности. Управление по контракту – форма партнерских связей, осуществляемых путем передачи одним предпринимателем другому «ноу-хау» управленческого характера и обеспечения тем другим инвестирования процесса практического использования этого «ноу-хау»; по своей сущности операцию можно считать экспортом управленческих услуг. Управление по контракту – это способ выхода на рынок с минимальным риском и получением дохода с самого начала деятельности. Однако прибегать к нему нецелесообразно, если фирма располагает ограниченным штатом квалифицированных управляющих, которых можно использовать с большей выгодой для себя, или в том случае, когда самостоятельное осуществление всего предприятия принесет гораздо большие прибыли. Кроме того, управление по контракту на некоторое время лишает фирму возможности развернуть собственное предприятие. Подрядное производство характеризует форму юридически оформленных отношений между предпринимателями, в соответствии с которой один из них осуществляет целевое производство продукции по прямому указанию другого. Недостаток подрядного производства – в меньшем контроле фирмы за процессом производства и в потере связанных с этим производством потенциальных прибылей. В то же время оно дает фирме возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и с перспективой вступления в партнерство с производителем или покупки его предприятия. Совместное предпринимательство означает функционирование организационного образования (предприятия, другого субъекта хозяйствования), уставный фонд которого формируется за счет паевых взносов партнеров-учредителей, которые олицетворяют различные формы собственности, или один из них является иностранным физическим или юридическим лицо. Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям. Бартерные операции (бартер) – форма реализации заключенного соглашения в натуральной форме в соответствии с предварительно согласованной номенклатурой обмениваемых товаров, а также согласованными сроками взаимных поставок продукции. Масштабы таких партнерских связей должны быть оправданы конкретными экономическими условиями: в рыночных условиях хозяйствования чрезмерные объемы бартера не поддерживаются и не поощряются государством. Встречная поставка является разновидностью бартера, но предусматривает другие условия выполнения. Партнеры определяют, какой товар должен быть поставлен, а конкретный ассортимент формируется через некоторое время и оформляется в виде приложения к договору. Коммерческая триангуляция состоит в том, что к бартерным операциям привлекаются еще и третий партнер (или больше), если этого требует поиск необходимого продукта (товара). В осуществлении бартерной операции могут принимать участие не две, а три (и более) стороны, когда того требует поиск необходимого товара. Участник В может, к примеру, поставить товар партнеру А, но у него есть товар, в котором В не заинтересованы. Партнер Б имеет нужный В товар и заинтересован в товаре, которым обладает партнер А. В этом случае В может вести переговоры о совершении сделки коммерческой триангуляции (от лат. triangulum – треугольник). Коммерческая триангуляция может выступать и в качестве операции, не являющейся по сути бартером. Это может происходить в таких условиях. А поставляет товар партнеру Б, а оплату товара произведет в вашу пользу партнер В, с которым у А нет никаких отношений, но у которого существуют связи с партнером Б. Обычное соглашение – это общепризнанное универсальное соглашение о купле-продаже, при котором партнерские соглашения оформляются в виде договора поставки определенного товара. Форвардное соглашение – документально оформленный документ (договор), требующий срочной практической реализации. Форвардная сделка – срочная сделка за наличный расчет, в соответствии с которой покупатель и продавец соглашаются на поставку товара оговоренного качества и количества или ценных бумаг, валюты на определенную дату в будущем. Цена товара, ценных бумаг, курс валюты и т.д. Фиксируются в момент заключения сделки. Срок исполнения валютной форвардной сделки любой лень позже срока сделки за немедленный расчет (на условиях «спот»), обычно 1, 3, 6, 12 месяцев. Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау». Ноу-хау (англ. Know – how – «знаю как») – комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Ноу-хау технического характера включает: опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.; техническую документацию; инструкции; производственный опыт, описание технологий; знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы; знание таможенных и торговых правил и др. Под «ноу-хау» коммерческого характера подразумеваются: адресные банки данных; картотеки клиентов; картотеки поставщиков; данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции; данные по организации сбыта и распространения продукции; методы и формы рекламы; данные об обучении персонала и др. В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т. д. Передача на коммерческой основе, обмен, распространение «ноу-хау» осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.

Лицензионное соглашение – соглашение о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков и др. Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау»; растет также число лицензионных соглашений на использование «ноу-хау» без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.

Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:

- разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;

- наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники;

по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).

Лицо, обладающее правом на «ноу-хау», может передать это право по договору другому лицу. В этом случае его права прекращаются и возникают у приобретателя (правопреемника).

Договоры на передачу «ноу-хау» отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался по каким-либо соображениям от их патентования, не отказываясь в то же время от продажи самой технологии. Отсутствие правовой защиты определило специфику договоров по «ноу-хау», где содержится пункт о сохранении конфиденциальности передаваемой информации и о возмещении убытков в случае его нарушения. Соглашения об установлении прямых связей – определяют партнерские отношения субъектов хозяйствования, базируются на непосредственном сотрудничестве в конкретной сфере деятельности. Соглашения об экспорте – это юридически оформленные договорные отношения, направленные на поставку конкурентоспособной продукции конкретным потребителям в других странах. Соглашения о реэкспорте характеризуют производственно-экономические отношения, которые предусматривают покупку тем или иным другим партнером соответствующих видов товаров за границей с целью последующей их поставки (перепродажи) партнерам из третьей страны. Соглашения об импорте – форма партнерских связей для организации завоза необходимых товаров из другой страны. Факторинг отражает финансово-экономические взаимоотношения между предпринимателями и так называемыми фактор-фирмами (чаще всего банками), которые за определенное вознаграждение берут на себя организацию выплаты дебиторской задолженности своим клиентам фирмами-должниками или просто скупают документы (счета-фактуры), дающие право требовать с должников уплаты долга. Форфейтинг - кредитование экспорта путем покупки коммерческих векселей без оборота на продавца; форма кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Операция форфейтинга аналогична операции факторинга. Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе. Аутсорсинг -  передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Разновидность кооперирования.

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz