Группы абсолютных и относительных показателей характеризуют:
· экономический потенциал фирмы; • эффективность ее деятельности; • конкурентоспособность; • финансовое положение фирмы.
1. Показатели экономического потенциала фирмы: активы, продажи, чистая или валовая прибыль, основной капитал, оборотный капитал, капиталовложения, собственный и заемный капитал, капитализированная прибыль, производственные мощности, научно-исследовательская база и расходы на НИОКР, общее число занятых.
Эти показатели (в отдельности или совокупности) дают в количественном или стоимостном выражении оценку материально-производственной базы фирмы, результатов ее финансовой деятельности, масштабов операций фирмы и т.д.
2. Показатели эффективности деятельности фирм - это абсолютные и относительные.
Прибыль. Валовая прибыль обеспечивает: покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от товарооборота (объема продаж); погашение всех долгов и займов; выплату отчислений в пенсионный фонд; уплату всех необходимых налогов или отчислений в государственный фонд социального страхования; замену основных средств при их износе; повышение расходов до того, как они окупятся при повышении продажной цены; увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса; выплату дивидендов.
Относительные показатели эффективности:
Рентабельность продаж (profit margin) определяется по формуле: Рпр = (Потч/Vотч)*100% . В числителе может быть показана валовая или чистая прибыль.
Рентабельность активов показывает эффективность использования инвестированного в имущество фирмы капитала - основного и оборотного.
Рентабельность собственного капитала. Чем выше величина этого показателя, тем эффективнее использование основных средств фирмы. Если рентабельность основного капитала возрастает, а рентабельность активов в целом снижается, то возможны следующие варианты: возрастают оборотные активы, фирма затоваривается готовой продукцией, растут материально-производственные запасы, увеличивается дебиторская задолженность или наличность. Рентабельность собственного капитала свидетельствует об эффективности использования той части капитала, которая инвестирована в фирму за счет собственных источников финансирования.
Отношение объема продаж к активам характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы, а отношение объема продаж к основному капиталу - эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Рост этих показателей свидетельствует о повышении эффективности операций фирмы или же отражает инфляционный рост цен. Все это может сочетаться со снижением рентабельности использования основного капитала и активов в целом.
Отношение объема продаж к оборотному капиталу - показывает число оборотов, совершенных оборотным капиталом в течение года. Чем выше число оборотов, тем коммерческая деятельность фирмы более активна, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.
Отношение объема продаж к материально-производственным запасам, или к-т оборачиваемости МПЗ, показывает число оборотов этих запасов в течение года. Снижение этого показателя означает снижение сбыта готовой продукции, затоваренность, а также может свидетельствовать об увеличении запасов сырья и материалов в связи с ожидаемым ростом цен.
Доля издержек производства в стоимости реализованной продукции - занимает важное место в оценке эффективности деятельности фирмы.
Отношение объема продаж к общему числу занятых характеризует выработку в расчете на одного занятого, т.е. показатель производительности труда - обобщающий показатель, определяющий уровень организации производства и труда, автоматизации. Показатель позволяет сравнить уровень организации производства и труда в подразделениях своей компании, а также сравнить показатели других фирм данной отрасли в разных странах.
3. Показатели конкурентоспособности фирмы.
Конкурентоспособность фирмы – это возможность предложить товар, удовлетворяющий конкурентным требованиям потребителя, в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях (цена, базисные условия поставки, организация технического обслуживания, предоставление кредита и т.д.)
Конкурентоспособность товара – это его полезность в качестве потребительной стоимости в конкретных условиях. Показатели конкурентоспособности содержатся в годовых отчетах фирм и фирменных справочниках:
прибыль, объемы продаж в стоимостном и количественном выражении. Если стоимость проданной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, то спрос на нее растет. Конечно, необходимо учитывать инфляцию. Если же стоимость проданной продукции растет медленнее, чем ее физический объем, то спрос на продукцию падает, и фирма вынуждена снижать цены;
отношение прибыли к объему продаж. При увеличении этого показателя конкурентоспособность продукции растет;
отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов. Если этот показатель уменьшается, то замедляется оборачиваемость запасов, а это означает либо снижение спроса на готовую продукцию, либо увеличение запасов сырья. Уточнить, что именно происходит, позволяет такой показатель, как доля стоимости нереализованной продукции в материально-производственных запасах. При его росте происходит затоваренность готовой продукции, поскольку на нее снижается спрос;
отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции. Уменьшение его означает снижение спроса или перепроизводство продукции. Этот показатель дополняет два предыдущих;
отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности показывает объем коммерческого кредита, который фирма предоставляет своим клиентам. Кредит, естественно, уменьшается, если спрос на товар растет. Сокращается продажа в кредит. И наоборот, повышение темпов роста объема кредита показывает, что фирма вынуждена предоставлять более льготные условия клиентам при продаже своей продукции;
загрузка производственных мощностей. Руководство фирмы принимает решение о снижении загрузки производственных мощностей, как только возникают трудности со сбытом готовой индукции; портфель заказов. Высокий уровень спроса на продукцию . фирмы обеспечивает большой портфель заказов;
затраты на научные исследования.
4. Показатели финансового положения фирмы. Финансовое положение фирмы характеризуется платежеспособностью и кредитоспособностью.
Структура собственного капитала
капитализированная прибыль
Отношение собственного капитала к итогу баланса
Отношение всей задолженности к собственному капиталу
Отношение собственного капитала к реальному основному капиталу свидетельствует о том, в какой мере инвестирование капитала в основные фонды происходит за счет внутренних источников финансирования.
Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу. Считается, что размер долгосрочной задолженности не должен быть больше величины собственного оборотного капитала (т. е. разницы между оборотными активами и краткосрочной задолженностью). В противном случае часть долгосрочных кредитов фирмы идет на финансирование текущих операций.
Поступление собственных средств от операции в отчетном периоде– это объем самофинансирования текущих операций, абсолютный показатель поступивших средств в отчетном периоде в форме чистой прибыли и амортизационных отчислений.
К-т самофинансирования текущих капиталовложений показывает, в какой степени вложения в основной капитал производились за счет средств, поступивших от операций фирмы.
К-т покрытия, или отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности, – один из основных показателей платежеспособности фирмы. По нему можно судить, в какой мере краткосрочная задолженность фирмы покрывается ее оборотными активами. Принято считать, что этот показатель не должен быть меньше двух.
К-т ликвидности оборотных активов– это доля наличности и быстрореализуемых бумаг в оборотных активах.
К-т покрытия краткосрочной задолженности ликвидными средствами. К ликвидным средствам относят ДЗ, наличность, быстро реализуемые ц/б. При уменьшении показателя понижается платежеспособность фирмы. Этот показатель не должен быть меньше единицы.