Концентрация производства представляет собой сосредоточение объемов продаж товара в рамках одного или нескольких участников рынка.
Различают следующие 3 пути концентрации производства:
1. Естественный (или внутренний) рост предприятия;
2. Интеграция предприятий (или внешний рост).
3. Заключение различного рода картельных соглашений о ценах, разделе рынка, условиях продажи и т.п. (создание картелей).
Естественный (или внутренний) рост предприятия. При этом по мере накопления средств предприятие расширяет свои производственные мощности. Это самый длительный, но наименее ограниченный государственными органами путь концентрации производства.
Интеграция предприятий (или внешний рост). Естественный путь концентрации наиболее длительный и трудоемкий, гораздо быстрее и проще увеличить свою рыночную власть за счет объединения с другим предприятием. В результате интеграции несколько независимых предприятий по какой-либо причине начинают действовать на рынке как один участник.
Интеграция предприятий возможна:
- за счет установления личных и дружеских связей между конкурентами или продавцом и покупателем;
- за счет установления системы долговременных связей между поставщиком и покупателем;
- путем приобретения контрольного пакета акций предприятия;
- за счет развития франчайзинга;
- в результате слияний предприятий, когда на рынке вместо нескольких юридических или физических лиц появляется одно, но более крупное, активы которого сложены из активов предприятий, вошедших в новое;
- в результате создания объединений предприятий. В России возможны следующие организационные формы объединений предприятий: финансово-промышленная группа; холдинг; консорциум; ассоциации (союзы) и т.п.
Следует также отметить, что в зависимости от того, какая форма организации производства лежит в основе концентрации (табл. 1), различают следующие формы концентрации:
- горизонтальная концентрация;
- вертикальная концентрация;
- диверсификация.
Форма организации производства | Форма концентрации |
1. Специализация | Горизонтальная концентрация |
2. Кооперирование | Вертикальная концентрация |
3. Комбинирование | Диверсификация (или конгломеративная концентрация) |
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства подотраслей между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:
1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Параметры для оценки уровня рыночной концентрации:
Ä численность продавцов на рынке
Äраспределение рыночных долей фирм
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.
Показатели, характеризующие размер фирмы относительно размера рынка:
- Доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
- Доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
- Доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
- Доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей;
Показатели концентрации продавцов на рынке
Пусть в отрасли функционируют: n - фирм, объем выпуска которых , где i=1…n
1) Объем выпуска отрасли в целом:
2) Рыночная доля i-ой фирмы:
3) Коэффициент концентрации (concentration ratio) - сумма рыночных долей первых r крупных фирм, функционирующих на рынке:
Отраслевые рынки подразделяются на 3 типа:
1. высококонцентрированные рынки, коэффициент концентрации «CR-3» (три крупных производителя) находится в пределах: 70%<CR-3<100%; 2000<HHI<10000;
2. умереноконцентрированные рынки (при 45%<CR-3<70% ) 1000<HHI<2000
3. низкоконцентрированные рынки (при CR-3<45% ). HHI<1000
4) Индекс Герфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman index (HHI)) сумма квадратов рыночных долей всех n фирм в отрасли (принимает значение от 0 {совершенная конкуренция} до 1{Когда на рынке действует одна фирма, производящая 100% выпуска} ):
5) Индекс Лернера:
p- цена, МС- предельные издержки, эластичность спроса по цене;
Индекс Лернера принимает значение от 0 до 1; L=0 - в условиях совершенной конкуренции, когда p=MC. В условиях совершенной конкуренции фирмы устанавливают цены на уровне предельных издержек, то есть коэффициент Лернера равен нулю, что означает отсутствие у фирм какой-либо монопольной власти. Принято считать, что чем выше значение индекса Лернера, тем сильнее рыночная власть фирмы. Чем на большую величину цена превышает предельные издержки, тем большей монопольной властью обладает продавец.
6) Индекс Лернера для отрасли в целом:
b - показатель согласованности ценовой политики фирм