проводится путем сравнения (сопоставления) объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними, или с ценами ранее совершенных сделок с объектом оценки.

применяются следующие методы:

1.                 метод компании-аналога;

2.                 метод сделок;

3.                 метод отраслевых коэффициентов;

4.                 метод предыдущих сделок с объектом оценки.

1. Метод компании-аналога применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является неконтрольным.

Метод компании-аналога заключается в том, чтобы, опираясь на текущие или прогнозные (на момент ожидаемой перепродажи) оценки величин чистой (за вычетом задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежного потока (сальдо «реальных денег») рассматриваемого предпри­ятия, определить его обоснованную рыночную стоимость по аналогии с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на акции у сходных предприятий.

подбор фирм, сходных с оцениваемым предприятием, должен отвечать определенным критериям, к которым относятся:

  • основные финансовые и производственные характеристики (выручка от производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, остаточная балансовая стоимость активов, численность персонала, ассортимент и стадии жизненного цикла выпускаемой продукции);
  • условия финансирования (привлечение заемных средств и т.д.), форме и условиям оплаты, времени совершения сделки;
  • риски, присущие объекту оценки и аналогу объекта оценки;

Алгоритм метода компании-аналога сводится к следующему.

1. Поиск компании-аналога проводится в два этапа:

Формирование списка «компаний - кандидатов на аналогичность», в который включаются предприятия, специализирующиеся на той же продуктовой группе, что и оцениваемая компания

1.1.Отсеивание из сформированного описанного выше списка «компаний- кандидатов на аналогичность» предприятий, не удовлетворяющих существенным дополнительным критериям сопоставимости оцениваемой и аналогичной фирм:

  • размер предприятия; структура капитала фирмы (доля заемного капитала); рынки сбыта и закупок;
  • стадия жизненного цикла предприятий (продукта, на котором они специализируются);
  • территориальное местоположение (влияющее на транспортные издержки);
  • степень независимости от финансово-про­мышленных групп (или вхождение в одни и те же группы);
  • индивиду­альные особенности применяемой системы бухгалтерского учета.

2. Взятие наблюдаемой на фондовом рынке стоимости (ран) одной акции компании-аналога и умножение ее на количество ее акций, находя­щихся в обращении (Nо6p), т.е. учитываемых фондовым рынком («находя­щихся в рыночной игре») – и вычисление истинной рыноч­ной стоимости Цан компании-аналога:

Цан = ран* Nо6p

Где Nо6p =N - Nвык – Nнеразм

N- общее количество акций компании-аналога;

Nвык - число акций, выкупленных компанией-аналогом;

Nнеразм - количество акций компании-аналога, выпущенных ею, но еще не размещенных на рынке

3. Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (це­новых мультипликаторов) типа «Цена/Прибыль», «Цена/Прибыль до про­центов и налогов», «Цена/Прибыль до налогов», «Цена/Денежный поток», «Цена/Прибыль до процентов и налогов плюс отчисления на износ», «Цена/Балансовая стоимость компании», где «цена» - это рыночная цена компании-аналога (Цан).

4. Вычисление оценочной стоимости (Цок) рассматриваемой ком­пании - предмета оценки как произведения одного из переносимых на нее полученных для компании-аналога ценовых соотношений (мультипликаторов) на соответствующую ему базу, т.е. на показатель оценивае­мого предприятия, совпадающий со знаменателем используемого по ком­пании-аналогу ценового соотношения.

Получаемые на основе альтернативных ценовых мультипликаторов ре­зультаты оценки рассматриваемой закрытой компании будут несколько от­личаться друг от друга, поэтому итоговая оценка может быть представлена как средневзвешен­ная из указанных трех оценок, с учетом степени доверия оценщика к статистике по каждому из используемых мультипли­каторов.

2. Метод сделок

Если метод компании-аналога подразумевает расчет и использование мультипликаторов, которые рассчитаны по ценам акций в составе факти­чески продававшихся контрольных пакетов сходных фирм, то подобная разновидность указанного метода называется методом сделок. Метод сделок, таким образом, учитывает те сделки с пакетами акций компании-аналога, которые характеризуются как сделки слияния и погло­щения.

Цена Ран в алгоритме метода сделок определяется как цена акции компании-аналога, которая наблюда­лась относительно недавно при купле-продаже не контрольных, но настолько крупных пакетов акций компаний-аналогов, что их приобретение давало возможность покупателю акций ввести в состав совета директоров этих компаний своих представителей.

В случае если объектом оценки является неконтрольное участие оценщик должен осуществить корректировку в размере скидки за неконтрольное участие.

Метод сделок сводится к тому же алгоритму, что метод компании-аналога - с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами.

3. Метод отраслевой специфики

Метод отраслевой специфики является такой модификацией метода компании-аналога (предусматривая и его алгоритм), в которой ценовым мультипликатором выступает соотношение «Цена/Валовой доход» (то же самое — «Цена/Выручка», «Цена/Объем реализации»).

Источником информации являются, как правило, данные специализированных отраслевых исследований (обзоров), составленных на основе анализа не менее чем половины предприятий данной отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым.

Применимость этого метода ограни­чена специфическими отраслями - теми, в которых действительно наблю­дается достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).

4. Метод предыдущих сделок с объектом оценки

Источником информации являются данные о ценах ранее совершенных сделок с объектом оценки.

В случае существенного для оценки отличия по времени совершения предполагаемой и ранее совершенной сделок оценщик осуществляет корректировки с учетом фактора времени, а также изменения обстоятельств в экономическом и отраслевом окружении и в оцениваемом предприятии.

В случае если размер участия в уставном (складочном) капитале оцениваемого предприятия, по которому предполагаете совершение сделки, и размер участия в уставном (складочном) капитале по ранее совершенной сделки, предоставляют владельцу разную степень контроля, оценщик должен осуществить корректировку в размере премии за контрольное участие (степень контроля по оцениваемому размеру участия больше, чем по ранее совершенной сделке) или скидки за неконтрольное участие (степень контроля по оцениваемому размеру участия меньше, чем по ранее совершенной сделке).

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz