Основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии, т.е. поиск факторов стратегического успеха компании.
Задачи:
– Понять связь между ролью стратегического лидера и окружающей средой
– Определить компоненты окружающей среды
– Оценить эффективность фирмы в управлении, мониторинге и отклике на окружающую среду
– Выявить факторы конкурентоспособности
Стратегический анализ:
1) Анализ факторов макросреды
2) Отраслевой конкурентный анализ
3) Анализ конкурентоспособности фирмы
4) Анализ конкурентоспособности продукции
1) Анализ факторов макросреды:
- STEP-анализ факторов макросреды фирмы (тенденции и влияние на фирму): эк, полит, правовые, научно-технич, соц-демогр, природные, геогр,климатич, междунар, др.
- «детерминанты» национального ромба:
- позиция страны в факторах производства
- контекст для стратегии соперничества
- состояние спроса
- родственные и поддерживающие отрасли
- Факторы внешней среды (PEST): политические, экономические, социальные, технологические.
2) Направления анализа микросреды:
- потребительская среда
- конкурентная среда
- партнеры по бизнесу
- контактные аудитории
Этапы отраслевого конкурентного анализа:
– Основные экономические характеристики отрасли
– Движущие силы развития
– Влияние пяти сил развития
– Ключевые факторы успеха
– Карта стратегических групп
– Цепочка создания ценности
Движущие силы (по Портеру):
1. Изменения в долгосрочных темпах развития отрасли
2. Изменение в составе покупателей и способах использования продукта
3. Обновление продукта
4. Технологические изменения
5. Маркетинговые инновации
6. Вход или выход крупных фирм
7. Доступность технических ноу-хау
8. Изменения в издержках и эффективности
9. Появление покупательских предпочтений дифференцированного выбора товаров вместо массового потребления и наоборот
10. Изменения в государственной политике и регулировании
11. Уменьшение неопределенности и риска и др.
Модель пяти сил конкуренции Портера
- существующая конкуренция
- новые конкуренты
- покупатели
- товары-заменители
- поставщики
Карта стратегических групп
Стратегическая группа – группа соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке.
Теория цепочки создания ценности
Со стратегической точки зрения концепция цепочки ценностей, предполагает, по крайней мере, четыре направления увеличения прибыли:
• связь с поставщиками,
• связь с потребителями,
• технологические связи внутри цепочки ценностей одного подразделения предприятия,
• связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия.
Любая компания стремится занять место в тех звеньях цепочки создания стоимости, где прибыльность выше, или найти варианты для компенсации потери прибыли в цепочках создания стоимости за счет приобретения дополнительных ключевых компетенций.
Для этого компаниям необходимо выявить ключевые факторы успеха, которые определяют успех в данной отрасли или на данном рынке.
Анализ ресурсов и компетенций компании позволяет определить состав ключевых компетенций компании, т.е. то, что она делает лучше всего и лучше своих конкурентов.
Совпадение ключевых факторов успеха выбранной отрасли и ключевых компетенций компании приводит к возникновению устойчивого конкурентного преимущества.
В этом случае роль и место компании в цепочке создания стоимости становится ключевой (определяющей ценность продукта для конечного покупателя).
SWOT-анализ
• по фирме в целом,
• по отдельным бизнес-направлениям (СХП),
• по отдельным рынкам, на которых фирма функционирует,
• по отдельным товарно-рыночным комбинациям (ТРК).
Метод Бостон Консалтинг Групп
Выделение этапов ЖЦ товара:
• Трудный Ребенок - «Еще не известно что получится»;
• Восходящая Звезда - «Многообещающие»;
• Дойная Корова - «Реальный источник дохода»;
• Старая Собака - «Отработавшие».
Каждый этап характеризуется различными инвестиционными действиями со стороны предприятия по отношению к продукту.
| Рынок | ||
Быстро растущий | Медленно растущий | ||
Продукт | Прибыльный | Звезда | Дойная корова |
Убыточный | Знак вопроса | Собака |