Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
– макроокружения;
– непосредственного окружения (микросреда);
– внутренней среды организации.
Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в пределах управления организации. Внутренняя среда рассматривается в основном с позиций её элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация для приспособления к изменению совокупного воздействия факторов внешней среды.
1. Кадровый состав охватывает такие процессы, как:
· взаимодействие менеджеров и рабочих;
• наем, обучение и продвижение кадров;
• оценка результатов труда и стимулирование;
• создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
2. Организационный аспект включает:
• коммуникационные процессы;
• организационные структуры;
• нормы, правила, процедуры;
• распределение прав и ответственности;
• иерархию подчинения.
3. Производственная составляющая:
• изготовление продукта;
• снабжение и ведение складского хозяйства;
• обслуживание технологического парка;
• осуществление исследований и разработок.
4. Маркетинговая структура внутренней среды охватывает следующие вопросы:
- стратегия продукта,
- стратегия ценообразования;
- стратегия продвижения продукта на рынке;
- выбор рынков сбыта и систем распределения.
5. Финансовый аспект анализа включает процессы, связанные с:
- обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
- поддержанием необходимого уровня ликвидности и обеспечение
- созданием инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.
Анализ состояния компании состоит в получении ответов на следующие вопросы:
1. Насколько эффективна действующая стратегия?
2. В чем сила и слабость компании, какие у нее есть возможности и что представляет для нее угрозу (SWOT)
3. Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособными?
4. Насколько прочна конкурентная позиция компании?
5. С какими стратегическими проблемами сталкивается компания?
Чтобы ответить на них, используют четыре аналитических инструмента:
Ø SWOT-анализ,
Ø анализ цепочки ценностей,
Ø анализ издержек
Ø оценка конкурентоспособности.
Конкурентные преимущества организации связаны с моментами превосходства данной организации над другими по основным составляющим процесса производства, маркетинга, управления, ресурсам и т.п.