Стратегические альянсы – это кооперативные соглашения между компаниями, выходящие за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающие слияние или полного партнерства
Стратегические альянсы – это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, вместо того чтобы:
- запустить производство самостоятельно, не разделяя ни с кем более рисков и стараясь победить конкурентов;
- создать условия для слияния или присоединения компаний.
Ключевые характеристики партнерства:
- Добровольная основа
- Взаимная зависимость, возникающая вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, полномочий и доходов
- Синергия - концепция добавленной стоимости, или целое больше суммы составляющих
- Явно изложенное обязательство или соглашение о доле участников
- Совместная работа - участники стратегических партнерств в большинстве случаев работают вместе на всех уровнях и этапах от проектирования и руководства инициативой до реализации и определения стоимости.
- Разделение компетенций и ресурсов (партнерство - механизм использования различных типов ресурсов и компетенций, включая деньги)
Основные причины вступления компаний в стратегические альянсы:
– достижение эффекта масштаба в производстве или маркетинге,
– заполнение «белых пятен» в научно-технической или производственной областях,
– получение доступа к новым рынкам
Стратегические альянсы как средство достижения эффекта масштаба:
Преимущества:
· единовременно увеличивают потенциальные возможности фирм к росту бизнеса,
• ограничивают «лобовую конкуренцию»,
• дают возможность совместного использования объектов инфраструктуры.
Проблемы:
• как альянсы прямых конкурентов требуют точного согласования интересов,
• нередко ведут к поглощению более слабых участников альянса,
• требует совместимости «организационных культур» фирм.
Стратегические альянсы как средство усиления слабых мест в НИР и ОКР:
Преимущества:
• единственно возможный путь установления единых отраслевых стандартов по новым продуктам и услугам,
• минимизирует риски в сложных инвестиционных проектах,
• позволяет объединить научно-технический потенциал конкурентов при реализации уникальных проектов.
Проблемы:
• возможно обострение конкуренции с другими альянсами,
• проблемы «утечки мозгов» и «know-how».
Стратегические альянсы как средство доступа к новым рынкам:
Преимущества:
• снижают затраты при вхождении на новые рынки,
• возможны для разнопрофильных фирм,
• не ведут к последующему объединению капиталов или слияниям.
Проблемы:
• большие различия в организационной культуре фирм – партнеров,
• объективные сложности в поиске основы альянса.
Основные выгоды создания стратегических альянсов:
• Преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки.
• Доступ к каналам сбыта и продаж партнера и его положению на рынке
• Доступ к продуктам, технологиям и интеллектуальной собственности (ИС) партнера
• Доступ к финансовым ресурсам партнера
• Новые рынки для товаров и новые товары для покупателей
• Усиление бренда на рынке с помощью каналов партнера
• Ускоренная разработка новых продуктов и выход с ними на рынок
• Сокращение стоимости и риска научно-технических разработок и создания радикальных инноваций
• Быстрое достижение критической массы и нужных масштабов
• Установка технологических стандартов в отрасли и выпуск первых продуктов, отвечающих этим стандартам
• Утилизация побочных продуктов
• Доступ к менеджерскому мастерству
Три основных формы стратегических альянсов:
• Прямое сотрудничество – наиболее распространенная форма без взаимного долевого участия.
• Совместные предприятия – создание партнерами отдельного бизнеса, которым они владеют и управляют совместно
• Миноритарные инвестиции – в основном используется в рамках корпоративных венчурных стратегий, когда они инвестируют в молодые инновационные фирмы
Организационные модели стратегических альянсов:
• Мягкие (кооперационные);
• Локальные (проектные);
• Жесткие (холдинговоподобные).
Виды альянсов:
• Альянсы между неконкурентами
• Транснациональные СП: обычно сборка, иногда сбыт одним партнером продукции другого, иностранного производителя.
· Вертикальные альянсы: партнерские отношения, предполагающие работу в смежных звеньях цепочки производства продукта.
· Межотраслевые альянсы: соглашения компаний из разных отраслей, выпускающих не связанные общей производственной цепочкой продукты. Используются для диверсификации бизнеса, расширения производственной деятельности за счет кооперации с участником интересующего рынка.
• Альянсы между конкурентами
Интеграционные: заключают, чтобы добиться эффекта масштаба производства. (компании могут совместно выпускать компоненты, но затем «в лобовую» конкурировать друг с другом на рынке готовой продукции).
Псевдоконцентрационные: здесь происходит общая разработка, производство и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Часто это консорциумы, создаваемые для реализации сложных и затратных проектов – например, в тяжелом машиностроении, авиастроении.
• • Комплиментарные альянсы: один партнер разрабатывает и производит продукцию, а реализуется она через каналы другого. Нередко применяется для расширения географии поставок.