Стратегические альянсы  – это кооперативные соглашения между компаниями, выходящие за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающие слияние или полного партнерства

Стратегические альянсы – это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, вместо того чтобы:
 - запустить производство самостоятельно, не разделяя ни с кем более рисков и стараясь победить конкурентов;
 - создать условия для слияния или присоединения компаний.

Ключевые характеристики партнерства:

  • Добровольная основа
  • Взаимная зависимость, возникающая вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, полномочий и доходов
  • Синергия - концепция добавленной стоимости, или целое больше суммы составляющих
  • Явно изложенное обязательство или соглашение о доле участников
  • Совместная работа - участники стратегических партнерств в большинстве случаев работают вместе на всех уровнях и этапах от проектирования и руководства инициативой до реализации и определения стоимости.
  • Разделение компетенций и ресурсов (партнерство - механизм использования различных типов ресурсов и компетенций, включая деньги)

Основные причины вступления компаний в стратегические альянсы:

–                   достижение эффекта масштаба в производстве или маркетинге,

–                   заполнение «белых пятен» в научно-технической или производственной областях,

–                   получение доступа к новым рынкам

Стратегические альянсы как средство достижения эффекта масштаба:

Преимущества:

 

·                    единовременно увеличивают потенциальные  возможности фирм к росту бизнеса,

•                    ограничивают «лобовую  конкуренцию»,

•                    дают возможность совместного использования объектов инфраструктуры.

Проблемы:

•                    как альянсы прямых конкурентов требуют точного согласования интересов,

•                    нередко ведут к поглощению более слабых участников альянса,

•                    требует совместимости  «организационных культур» фирм.

Стратегические альянсы как средство усиления слабых мест в НИР и ОКР:

Преимущества:

•                    единственно возможный путь установления единых отраслевых стандартов по новым продуктам и услугам,

•                    минимизирует риски в сложных инвестиционных проектах,

•                    позволяет объединить научно-технический потенциал конкурентов при реализации уникальных проектов.

Проблемы:

•                    возможно обострение конкуренции с другими альянсами,

•                    проблемы «утечки мозгов» и «know-how».

Стратегические альянсы как средство доступа к новым рынкам:

Преимущества:

•                    снижают затраты при вхождении на новые рынки,

•                    возможны для разнопрофильных фирм,

•                    не ведут к последующему объединению капиталов или слияниям.

Проблемы:

•                    большие различия в организационной культуре фирм – партнеров,

•                    объективные сложности в поиске основы альянса.

Основные выгоды создания стратегических альянсов:

•                    Преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки.

•                    Доступ к каналам сбыта и продаж партнера и его положению на рынке

•                    Доступ к продуктам, технологиям и интеллектуальной собственности (ИС) партнера

•                    Доступ к финансовым ресурсам партнера

•                    Новые рынки для товаров и новые товары для покупателей

•                    Усиление бренда на рынке с помощью каналов партнера

•                    Ускоренная разработка новых продуктов и выход с ними на рынок

•                    Сокращение стоимости и риска научно-технических разработок и создания радикальных инноваций

•                    Быстрое достижение критической массы и нужных масштабов

•                    Установка технологических стандартов в отрасли и выпуск первых продуктов, отвечающих этим стандартам

•                    Утилизация побочных продуктов

•                    Доступ к менеджерскому мастерству

Три основных формы стратегических альянсов:

•                    Прямое сотрудничество – наиболее распространенная форма без взаимного долевого участия.

•                    Совместные предприятия – создание партнерами отдельного бизнеса, которым они владеют и управляют совместно

•                    Миноритарные инвестиции – в основном используется в рамках корпоративных венчурных стратегий, когда они инвестируют в молодые инновационные фирмы

Организационные модели стратегических альянсов:

•                    Мягкие (кооперационные);

•                    Локальные (проектные);

•                    Жесткие (холдинговоподобные).

Виды альянсов:

•                    Альянсы между неконкурентами

           • Транснациональные СП: обычно сборка, иногда сбыт одним партнером продукции другого, иностранного производителя.

· Вертикальные альянсы: партнерские отношения, предполагающие работу в смежных звеньях цепочки производства продукта.

· Межотраслевые альянсы: соглашения компаний из разных отраслей, выпускающих не связанные общей производственной цепочкой продукты. Используются для диверсификации бизнеса, расширения производственной деятельности за счет кооперации с участником интересующего рынка.

•                    Альянсы между конкурентами

           Интеграционные: заключают, чтобы добиться эффекта масштаба производства.  (компании могут совместно выпускать компоненты, но затем «в лобовую» конкурировать друг с другом на рынке готовой продукции).

            Псевдоконцентрационные: здесь происходит общая разработка, производство и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Часто это консорциумы, создаваемые для реализации сложных и затратных проектов – например, в тяжелом машиностроении, авиастроении.

•                    • Комплиментарные альянсы: один партнер разрабатывает и производит продукцию, а реализуется она через каналы другого. Нередко применяется для расширения географии поставок.

 

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz