Логистика возвратных потоков (или реверсивная логистика, ретрологистика, обратная логистика) сфера навыков и деятельности логистического менеджмента фирмы в области управления и переработки опасных и безопасных отходов упаковки и возвращаемых и утилизируемых продуктов.
Логистика возвратных потоков включает планирование, управление, организацию, регулирование и контроль, а также потоки информации, в отношении всех остаточных потоков материала:
– возврат продукции (примерно 10% всего, что покупается, возвращается обратно),
– сокращение числа каналов перемещения грузов,
– переработку и замену материалов, повторное использование материалов,
– удаление отходов,
– обновление товара, устранение поломок и
– повторное производство.
Причины возврата:
– Неудовлетворенность потребителя
– гарантийный ремонт, замена, доработка
– рециклинг
– ошибка отправителя груза при выполнении заказа
– повреждение товаров в пути
– ошибка покупателя в заказе
– в мире сложной электроники некоторые клиенты не могут работать с тем, что они получили.
– Др.
Издержки возвратной логистики оказываются много выше (5-9 раз) транспортных издержек в прямом направлении от производителя до потребителя.
Управление каналом возвратных потоков, как одним из бизнес-процессов, если рассматривать его в перспективе, предоставляет компании возможность достижения столь же успешного конкурентного преимущества, как и управление цепями поставок, так как позволяет компании повысить ее производительность, снизить издержки, осуществить принципиально новые проекты прорывного уровня.
Выгоды возвратной логистики
• Эффективная обратная логистика работает на брэнд: она улучшает отношение клиента к качеству услуг и продуктов, поскольку способствует уменьшению рисков при покупке для клиента.
• Эффективная обратная логистика выступает рекламой для компании, донося до клиента «послание», что данная компания социально ответственна и стремится работать на благо потребителя.
• Управление возвратами способствует повышению совокупной прибыли, оно уменьшает затраты на списание товаров и их утилизацию, а также дает компаниям возможность использовать продукт «по второму разу», что дешевле, нежели производить новый.
• Быстро доставленные возвращаемые товары могут быть запущены заново в цепочку поставок: либо в их текущем состоянии, либо после соответствующей доработки. Они же могут послужить низкозатратным источником для получения запчастей, ведь возвращаемые товары можно разобрать на составляющие.
• Важно снижать трансакционный риск как для покупателя, так и для прочих потребителей продукции в цепи поставок. Либеральная политика возвратов является критическим звеном при снижении этого риска.
• Многие компании видят в грамотно организованном возврате важный стратегический инструмент. Если компания делает политику возврата более строгой, в то время как конкуренты остаются более либеральными, компания лишит себя конкурентного преимущества.
• Очистка каналов распределения. Возвраты также играют важную роль в обновлении запасов. Если ритейлер хранит устаревшие или медленно продающиеся товары, то в интересах производителя удалить этот продукт со склада ритейлера и заменить более современным, в котором заинтересован рынок.
• Возвраты позволяют восстановить стоимость продукции или активов.
• Управление возвратом помогает снизить затраты на поддержание экологии и утилизацию
• Для ритейлера: увеличение прибыли за счет "повторных" продаж и снижения уровня дисконтирования за счет предоставления новых товаров взамен непроданных и плохо продаваемых- новинки сезона стоят дороже, нежели старые товары.
• Множество продуктов и единиц товара могут быть легко возвращены. И хотя процесс возврата создает дополнительные издержки, нужно помнить, что каждый продукт или компонент, который может быть ВНОВЬ пущен в продажу – это продукт, который НЕ НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ
Логистика отходов
Логистика отходов охватывает планирование, управление, проведение и контроль всех остаточных потоков материала, а также принадлежащие к ним потоки информации.
Логистика отходов прослеживает весь путь движения отходов от места образования до места утилизации или переработки.
РЕЦИКЛИНГ–это рационализированная система сбора и переработки компонентов твердых бытовых отходов (ТБО), имеющих потребительскую стоимость => экономия сырья, энергоресурсов, территории, выделяемой под свалки.