Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий; Отрасль объединена характером используемых технологий;
По видовому признаку отрасли делятся:
А) первичные отрасли (добывающая промышленность, с/х);
Б) вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность);
В) отрасли инфраструктуры (транспорт, здравоохранение и т.д.);
Г) отрасли управления и науки;
Рынок - совокупность экономических условий, при которых покупали и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок
Определение рынка связано с целью исследования:
- пространство для взаимодействия экономических агентов;
- идентификация рынка происходит в зависимости от широты или узости задания его границ;
Рынок объединен удовлетворяемой потребностью
Классификационные признаки рынка:
А) объекты сделок – товарные, факторов прва, недвижимости, финансовые;
Б) условия функционирования – открытые\закрытые, стихийные\организованные, стабильные\нестабильные, продавца\покупателя;
В) степень локализации сделок – по времени, территории;
Г) типы взаимосвязей – вертикальные\горизонтальные;
Д) характер взаимодействия фирм – конкурентные\неконкурентные
Критерии, определяющие структуру рынка | Совершенная конкуренция | Монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены | Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Цену устанавливает продавец | Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены | Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены |
Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке | Нет стратегического взаимодействия продавцов | Не предполагается стратегического взаимодействия | Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке | Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке |
Условия входа на рынок | Вход свободен | Вход полностью заблокирован | Вход свободен | Вход может быть блокирован или свободен |
Степень влияния покупателей на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены. |
Границы рынка
-продуктовые - заменяемость в потреблении
-временные - Длительность периода потребления. Наличие барьеров входа
-локальные – острота конкуренции, наличие барьеров входа
Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров.
Факторы емкости рынка:
Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения;покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на товары; численность населения; его социальный и половозрастной состав; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сетей; географическое расположение рынка.
Специфические факторы - размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви);-достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного использования).
Методы определения емкости рынка:
А) Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик
Е= Прво – Экспорт+ Импорт + Остатки на складах + Запасы гос-ва
Б) Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели
Ип х Кобщ х 12
Е =
t
Е – емкость рынка
Ип - индекс торговой панели (средний объем продаж одного магазина, входящего в панель)
Кобщ - общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией
t - период времени, за который собираются данные по панели (мес.).
В) Определение емкости рынка на основе норм потребления
Е = Норма (годовая среднедушевая) х Чобщ,
Г) Определение емкости рынка на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товаров
Метод используется для потребительских товаров с коротким циклом потребления, приобретаемых регулярно (зубная паста, стиральный порошок и др.).
Е = 12 х Число потребителей х С х Т,
С – объем потребления при одном обращении к данному товару. Вместо показателя объема потребления может использоваться показатель объема (нормы) покупки, например. Для фасованных продуктов определение нормы покупки обычно сопряжено с определением предпочтений потребителей по весу (объему) упаковки.
Т – частота обращения к товару (использования) в месяц.
Д) Определение емкости рынка на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж
Метод используется в отношении товаров с длительным сроком использования (автомобили, мебель, бытовая техника и др.).
Е = Еперв (те, кто покупают впервые) + Еповт (на замену) + Едоп (дополнительно)
Результативность функционирования рынка
Результативность функционирования отраслевого рынка зависит от:
- сложившейся структуры рынка;
- концентрации производителей;
- дифференциации продуктов;
- уровня барьеров;
- поведения участников рынка.