Цепь поставок – Supply Chain – это глобальная сеть, используемая для доставки товаров и услуг от производителей первоначальных материалов к конечным потребителям путем организации движения информационных, материально-продуктовых и финансовых потоков.
Управление цепочками поставок (SCM) – интегрирование ключевых бизнес-процессов, начиная от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.
*Логистика – это часть процесса в цепочках поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения потребностей.
SCM - Оптимизация и связывание логистических (и не всегда логистических) бизнес-процессов нескольких компаний с целью общей оптимизации процессов формирования добавочной стоимости и уровня сервиса для конечного потребителя.
Цепочка поставки выполняет две основные функции: физическую и посредническую.
• Физическая функция цепочек поставки: материалы превращаются в детали, а те, в свою очередь, в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
• Посредническая функция менее очевидна, но не менее важна — на рынок должно приходить то, что нужно потребителям, а главное вовремя.
Основные контрагенты цепи поставок:
- потребители
- ритейлеры
- Оптовики/дистрибьюторы
- производители
- поставщики сырья и материалов
С внедрением SCM компании получают такие конкурентные преимущества, как
• уменьшение стоимости и времени обработки заказа (на 20-40%),
• сокращение закупочных издержек (на 5-15%),
• сокращение времени выхода на рынок (на 15-30%),
• уменьшение складских запасов (на 20-40%),
• сокращение производственных затрат (на 5-15%),
• увеличение прибыли на 5-15%".
Эффективно выстроенная цепочка поставок может стать стратегическим конкурентным преимуществом как производителя, так и ритейлера, позволяя достигать настолько низкой себестоимости, что у компании появится возможность вытеснить конкурентов с рынка без потери прибыльности.
Идеальная цепь поставок:
1. Идеальный сервис (100% выполнение заказа),
2. Нулевой запас (снабжение=спросу)
3. Минимальная цена (100% использование мощностей без переналадки)
4. Предельная гибкость (запуск новых продуктов в кратчайшие сроки)
Примеры неэффективной «затратной» логистики:
- низкая утилизация складских площадей
- Низкая загрузка транспортного парка
- Неоптимальный выбор складских помещений
- Высокая капиталоемкость (собственные складские и транспортные активы, непрофильные для предприятия)
Задачи участников SC:
В процессе создания интегрированных цепей поставок участники вынуждены переосмысливать свои взгляды на покупателей и поставщиков:
- сосредоточиваться не так на максимизации собственных доходов (хотя и без этого не обойтись), как на максимизации успеха всех участников цепи поставок.
- Стратегические приоритеты должны устанавливаться ключевыми партнерами альянса, которые создают ценность для конечного потребителя.
- Тактические и оперативные планы следует постоянно доводить до каждого участника стратегического альянса, чтобы их координировать.
- следует активизировать процессы создания и укрепления взаимного доверия и обмена информацией, что позволит всем участникам принимать хорошо обоснованные решения.
- следует внедрять унифицированный набор систем, предназначенных для измерения эффективности функционирования всей цепи поставок как единого целого.
- вместо «проталкивания» продукции в цепь поставок необходимо переходить ко взаимным консультациям и согласованиям, что будет способствовать естественному «втягиванию» необходимой продукции в логистическую цепочку.
Хорошо организованная цепочка товародвижения должна обеспечивать:
-оптимальный уровень издержек,
-высокую скорость прохождения товара по цепочке товародвижения,
-минимальное время реагирования цепочки товародвижения на изменение рынка,
-высокую надежность,
-эффективность управления товарными запасами.
Показатели эффективности:
Количественные:
• Время продвижения в цепочке поставок
• Добавочная стоимость, создаваемая в цепочке поставок
• + типовые логистические KPI
Качественные:
§ Степень удовлетворения спроса в SC
§ Успешность реализации стратегии данной SC
7 принципов обеспечения совершенства цепи поставок:
1) Сегментация потребителей на основе их запросов
2) Индивидуализация логистических сетей
3) Интегрированное планирование спроса и предложения
4) Дифференциация продукта ближе к потребителю
5) Стратегический сорсинг
6) Разработка технологий для всей цепи поставок
7) Использование метрик показателей функционирования для всей цепи поставок
Источники повышения эффективности CS:
• Повышение точности планирования за счет единых информационных каналов, синхронизации бизнес-процессов, совместного прогнозирования спроса.
• Повышение качества оперативного управления за счет непрерывного мониторинга всей логистической цепи, своевременного определения отклонений и нарушений в функционировании ЛЦ.
• Оптимизация процесса создания стоимости и сокращение части затрат на маркетинг и логистику за счет ликвидации бизнес-процессов, связанных с неопределенностью в закупках, складировании и сбыте;
• Повышения качества продукции
Уровни логистической интеграции
• Операционный: фокус на отдельные операции без связи их в единый процесс
• Функциональный: объединение смежных операций и функций
• Межфункциональный: интеграция функциональных областей
• Межорганизационный: построение кросс-организационных процессов в цепи поставок