Сети поставок 20-го века (Supply Chain Management – SCM), ориентированные на производство, сегодня вытесняют спрос-ориентированные сети поставок (Demand Driven Supply Networks), во главе угла у которых стоит потребитель.
DDSN - система технологий и процессов, которая чувствует и реагирует на спрос в режиме реального времени благодаря сети потребителей, поставщиков и работников.
Оптимизация цепи снабжения становится основным фактором роста прибыли и рентабельности активов. В итоге, потребитель получает требуемый товар в момент, когда это необходимо при минимальных общих затратах и инвестициях в запасы.
Управление сетью дистрибуции/розницы:
• Построение оптимальной сети дистрибуции/розницы
• Обеспечение качества клиентского сервиса
• Оптимизация ассортимента
• Минимизация товарных запасов в сети
• Минимизация логистических затрат
• Минимизация логистического цикла
• Минимизация расходов на транспортировку и складирование
* Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) — интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.
Управление взаимоотношениями с клиентами:
• Совместное прогнозирование спроса
• Управление запасами клиента
Эффективность дистрибьюторской сети компании определяет оптимальное соотношение достижимого уровня облуживания клиентов (Customer service level) и величины логистических затрат (Logistics costs).
Уровень обслуживания клиентов – это скорость реагирования, широта товарного ассортимента, наличие товара в продаже, опытность клиента (простота размещения заказа), отслеживаемость прохождения заказа, возможность и простота оформления возврата товара. Затраты дистрибьюторской сети – это расходы на хранение и складскую обработку, транспортировку, управление запасами, ИТ-обеспечение, управления дистрибуцией.
Логистические технологии дистрибуции в цепи поставок
1. Quick Response (QR) – быстрое реагирование
Сущность концепции -производство товара осуществляется в соответствии с реальным спросом на него, члены логистической цепи путём информационного обмена получают в реальном времени все необходимые им сведения.
2. Концепции ECR - Effective Customer Response — «Эффективная реакция на запросы потребителей», или «Эффективный ответ потребителю»
является развитием метода «Быстрого реагирования» (QR)
Концепция эффективного реагирования (ECR) связана с концепциями синхронизации производства и интеграции поставщиков.
Концепция эффективного реагирования ориентирована на оптимизацию каналов дистрибьюции и сокращение затрат, не связанных с процессом создания стоимости, подразумевает внедрение соответствующих ИТ, реинжиниринг бизнес-процессов и методов планирования.
Выгоды:
• Более эффективный ассортимент и лучшее использование пространства магазина благодаря уменьшению складских площадей и увеличению оборачиваемости складских запасов.
• Более эффективная система пополнения запасов, автоматическая система управления заказами вместо ручной системы обработки заказов.
• Более эффективное продвижение товаров за счет снижения издержек на содержание складских запасов.
3. Идея VMI состоит в том, что ответственность за наличие у потребителя нужного товара в нужном количестве берет на себя производитель, который способен обеспечить необходимый баланс запасов и хорошо знает специфику своей продукции.
В бизнес-модели VMI дистрибьютор (производитель) получает электронные данные (обычно по системам связи и информации EDI – electronic data interchange), которые отражают объемы продаж ритейлера и его уровни запасов.
Дистрибьютор может видеть всю картину по остаткам по каждой ассортиментной позиции, а также реальную картину о спросе конечных потребителей, несет ответственность за планирование и выполнение планов по уровням запасов, осуществляет расчет необходимых заказов и поставку ритейлеру.
Выгоды от VMI:
• Снижение совокупных издержек
• исключение влияния субъективного фактора по отражению данных спроса (прямая связь распределительного центра (дистрибьютора) и ритейлера).
• Повышение скорости обмена точной информацией и расчета заказа. Выгода в сокращении времени подготовки и повышении надежности доставки по срокам и по количеству.
• обе стороны заинтересованы в большем уровне обслуживания конечных клиентов. Имея необходимый запас там, когда это необходимо для конечного потребителя, выигрывают обе стороны.
• формируются отношения реального сотрудничества между дистрибьютором (производителем) и ритейлером
Выгоды ритейлеров:
• Отсутствие складов в магазинах
• Отсутствие деятельности и персонала по заказам
• сокращение дефицитов товаров
• Снижение транспортных издержек
• улучшение сроков и надежности поставки
• Снижение затрат на управление запасами и затрат по закупке
Выгоды распределительного центра (дистрибьютора):
• стабилизация моментов заказов – заказы начинают размещаться часто, на регулярной предопределенной основе.
• Точность оценки спроса: возможность видеть потенциальную потребность ритейлера еще до того, как заказ сделан.
• расширение объемов продаж и защита от конкуренции.
• сокращение ошибок при размещении некорректных заказов и сокращение возвратов товаров.
• Снижение издержек транспортных (полная загрузка транспортных средств), складских (снижение запасов в распределительном центре), издержек заказа
• Точность планов промоакций (в соответствие с нормами запасов дистрибьютора).
• повышение рентабельности распределительного центра и ритейлера дает возможность повысить отпускные цены.
4. CPFR -«совместное планирование, прогнозирование и пополнение товарных запасов» (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment). С помощью системы на базе Internet стороны обмениваются информацией по основным функциям цепочки поставок и подстраиваются под изменения спроса и предложения.
Ключевые достоинства CPFR:
• единое прогнозирование спроса потребителей для всех партнеров;
• координация сотрудничества производителя и продавца от прогноза продаж до решения текущих проблем;
• динамичный подход к решению сложных ситуаций;
• гарантия поставок продукции от продавцов и производителей.
В отличие от ECR, в CPFR основное внимание уделяется повышению качества и степени актуальности данных, а не простому информационному обмену