Публичная компания — компания, акции которой допущены к обращению на фондовом рынке.
Как правило, национальное законодательство по регулированию фондового рынка накладывает определенные требования по раскрытию информации на компании, акции которых могут предлагаться к приобретению неограниченному кругу лиц и/или обращаться на фондовом рынке. Компании, выполняющие эти требования называются публичными компаниями.
С точки зрения инвестора акции публичной компании могут рассматриваться как более ликвидный актив, чем акции компаний непубличных по следующим причинам: акции могут быть предложены к продаже неограниченному кругу лиц;
потенциальный покупатель может оценить компанию по открытым (в том числе независимым) источникам; акции публичной компании обращаются на бирже, где продавцу легче найти покупателя, чем на неорганизованном рынке; информация о совершённых на организованном рынке сделках (цена и объём сделки) доступна в открытых источниках как покупателю, так и продавцу и может использоваться как база для оценки пакета к продаже.
На данный момент 1 единственная форма публичной компании РФ: ОАО-обязано публично раскрывать инфо. Другие не является публичными. В Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008г. (п. 26) 4 предлагается считать публичными акционерные общества, отвечающие хотя бы одному из следующих критериев:
общество хотя бы один раз осуществило размещение своих акций среди неограниченного круга лиц;
акции общества обращаются среди неограниченного круга лиц на вторичном рынке в результате действий самого общества, его акционеров, либо иных лиц (в том числе финансовых посредников), действующих от имени и в интересах общества или акционеров;
публичный статус компании определен ее уставом.
Являются ли предложенные критерии исчерпывающими или возможна их корректировка?
Согласно действующему законодательству именно открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытые акционерные общества и тем более акционерные общества работников (народных предприятий) такой возможности лишены, равно как и иные юридические лица, которые вообще не вправе эмитировать акции.
Немаловажный момент- проведение открытой подписки является правом, а не обязанностью открытого акционерного общества. В России существует огромное число открытых обществ, которые никогда не осуществляли публичного размещения акций. Следовательно, не всякое открытое акционерное общество может быть названо публичной компанией.
Подавляющее большинство отечественных открытых акционерных обществ были созданы в процессе приватизации. При этом ставить знак равенства между таким имевшим место способом приватизации, как «продажа акций акционерных обществ открытого типа»7 и понятием размещение акций вряд ли уместно. Впоследствии если вновь созданные акционерные общества и осуществляли размещение акций, то это делалось по закрытой подписке и в интересах контролирующих акционеров для размывание доли прочих акционеров компании.
Фактически складывается парадоксальная ситуация: организационно-правовая форма нацелена на публичность, а компания тем не менее является частной. Следует ли прекратить подобную практику и на законодательном уровне обязать все открытые акционерные общества публично размещать свои акции на фондовом рынке? Кажется, что эти меры будут чрезмерны. Начать хотя бы с того, что даже при всем желании учредителей ОАО превратить его в публичную компанию с момента создания не получится. Дело в том, что при создании общества все его акции распределяются среди ограниченного круга лиц- учредителей23. Следовательно, для того, чтобы приобрести признак публичности необходимо уже после создания либо осуществлять дополнительную эмиссию акций (открытая подписка обязательна), либо добиваться публичного обращения акций на фондовой бирже. Кроме того, налагая на акционерное общество обязательство превратиться со временем в полноценную публичную компанию мы серьезно ограничим свободу ее деятельности, что создаст неудобства и самой компании и ее акционерам. Более уместным кажется сохранить ныне действующий принцип, согласно которому открытое акционерное общество вправе, но не обязано осуществлять открытую подписку на свои акции. Исходя из этого, на протяжении своего существования акционерное общество может неоднократно объявлять об открытой подписке на свои акции, проходить процедуру листинга и делистинга на фондовых биржах, а может и воздержаться от этих действий.
Если компания выходит на публичное размещение своих акций на фондовый рынок, то она попадает под требования публичной компании (подлежит публичному аудиту).
ЗАО (устав, бух от-ть) в наст время редко испол-ся, уход от данной формы.
Государственные корпорации – с одной стороны публичны, с др нет. Подчиняются закону о госкорпорациях. Сейчас они преобразовываются в ОАО.
В то же время нельзя забывать, что законодательство, регламентирующее деятельность публичных компаний должно отличаться наличием большого числа императивных норм. Это вызвано заботой как об инвесторах, которые вложили свои средства в акции компании, так и об экономике в целом- ведь соблюдение прав владельцев ценных бумаг в конечном итоге ведет к росту биржевых индексов акций. Следовательно, если компания создана в форме открытого акционерного общества, она должна быть готова подробно раскрывать информацию о своей деятельности, организовывать управление согласно общепринятым моделям. Помимо этого к ней могут проявлять пристальное внимание и контролирующие органы (ФСФР). Если акционеры компании решат, что это является непомерной нагрузкой для предприятия, они вправе избрать иную организационно-правовую форму ведения бизнеса.
Что же касается частных компаний, то применительно к ним уместнее использовать диспозитивные инструменты24. И в этом есть свой резон: число участников как правило невелико, а оборот акций (долей участия) или появление новых участников ограничено. Следовательно, именно участники и должны решать каким образом осуществлять управление в компании
По имеющейся информации сотрудниками Минэкономразвития РФ подготовлен законопроект, целью которого является не только ликвидировать такой тип акционерного общества как закрытое, но и стимулировать оставшиеся акционерные компании к публичному размещению акций25. Не затрагивая достаточно сложный и далеко неоднозначный вопрос об отказе от закрытых акционерных обществ, тем не менее, следует поддержать инициативу по ужесточению правового регулирования акционерных компаний, осуществляющих публичное размещение.
В то же время при планировании изменений законодательной базы функционирования публичных компаний нельзя не учитывать сложившуюся ситуацию на финансовых рынках. Как уже отмечалось выше, некоторые компании начинают задумываться об отказе от публичного статуса. Обвальное снижение курсовой стоимости акций приводит к угрозе концентрации значительных акционерных пакетов в руках нежелательных инвесторов, понижению рейтингов компании и т.п. В прессе стала появляться информация о намерениях некоторых приобретателей крупных пакетов акций отказаться от исполнения обязательных оферт о выкупе акций у миноритарев. Причина- все то же обвальное снижение курса акций, что сделало весьма затратным выкуп акций у иных акционеров. Например, по информации газеты «Ведомости» группа «Онэксим» Михаила Прохорова пытается через суд приостановить оферту миноритарным акционерам ОАО «ТГК-4», которая грозит расходами почти на $800 млн26. Схожая ситуация складывается вокруг приобретения акций ОАО «ТГК-2» группой «Синтез». Описывая данную ситуацию, исполнительный директор группы «Синтез», возможно, выразил мнение многих отечественных бизнесменов являющихся собственниками контрольных пакетов акций публичных компаний:
«…Ведь есть совершенно обоснованные интересы мажоритарных акционеров, а есть интересы так называемых инвесторов — биржевых спекулянтов, пытающихся заработать на кризисной ситуации…»27.
Вряд ли подобные мысли совместимы с осуществлением бизнеса посредством публичной компании, контролирующие акционеры которой должны более терпимо относиться к интересам миноритарных акционеров. Так и недолго вовсе отказаться от публичности, а затем и от немногочисленных институтов современного корпоративного управления, появившихся в отечественных акционерных обществах в последнее время. Кто-то может возразить, что будущее за частными компаниями, осуществляющими свой бизнес без привлечения внешних ресурсов посредством фондового рынка. Возможно, однако, где гарантия того, что частные компании будут в состоянии справиться с привлечением достаточного количества средств для достижения своих целей?
В этой ситуации, если нам важно поддержать отечественный рынок необходимо постараться при помощи законодательного регулирования окончательно не ликвидировать у отечественных предпринимателей желание к открытой продаже акций своих компаний. Остается надеяться, что совершенствование правового регулирования публичных компаний будет происходить с учетом современных потребностей экономической жизни.