Стратегия - это полный план, указывающий какие выборы (ходы) будет делать игрок в каждой возможной ситуации. Стратегия - это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения. (Стейнер, Майер). Стратегия - это унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия (Глюк). Стратегия - это модель ( образец поведения) в потоке будущих действий или решении. Стратегия - путь достижения целей организации Стратегия - это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ.
5 «П» стратегий: план, принцип, позиции, перспектива, прием (по Минцбергу).
10 кирпичей стратегии Майкла Портера: 1) Не стремитесь быть первыми, будьте уникальными 2.Ваша главная цель – высокая отдача на инвестиции. 3.Индустрия – основа стратегического анализа. 4.Не бойтесь идти на компромиссы. 5. Стратегия должна быть успешна в каждом из своих звеньев. Стратегия должна быть постоянной. 7. Выберите свой сегмент. 8.Менеджер - не "потребитель" стратегии, но и не ее двигатель. 9. Стратегией не являются: цели; видение; реструктуризация; слияния и поглощения; альянсы и партнерства; технологии; инновации; аутсорсинг. 10. Стратегия - это: уникальное ценностное предложение; отличающаяся от конкурентов цепочка создания ценности; четкие компромиссы и определение того, что компания НЕ будет делать; действия, которые сочетаются друг с другом и взаимно усиливают эффект; постоянство позиционирования. Видение- миссия- цели- стратегия- тактика- планы действия= старая модель развития, хороша в стабильных условиях. Новая модель развития= устремление- стратегические возможности = преодоление – возможности.
Основные составляющие стратегии: Определение основных долгосрочных целей компании. Адаптация направлений деятельности. Определение необходимых ресурсов (материальных, человеческих, неосязаемых). Определение необходимых компетенций компании для достижения этих целей (клиентская поддержка, послепродажный сервис и дополнительные услуги маркетинг, управление цепями поставок, способности специалистов и т.д.). Концентрирование необходимых ресурсов и способностей компании для достижения этих целей.
Статическая стратегия: среда простая и стабильная, организация неадаптируемая, перемены медленные, инновации постепенные. Динамичная стратегия: среда сложная и нестабильная, организация адаптируемая, перемены быстрые, инновации радикальные; экспериментирование свойственно.
Стратегия ––непрерывный процесс обеспечения напряженного соответствия между актуальными требованиями конкурентного рынка и ключевыми компетенциями организации и ее партнеров , нацеленный на достижение долгосрочных целей организации в соответствии с интересами и ожиданиями основных заинтересованных сторон.
Этот процесс происходит на всех уровнях иерархии и основан на фокусировании деятельности путем определения стратегических целей и направлений их достижения, а также на непрерывном обучении и синтезе решений.
Виды: Стратегия ценообразования. Стратегии снижения производственных издержек. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы.
"Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач компании и выработка направления действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей".
Квинн считает, что стратегия должна:- содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;- поддерживать инициативу;- концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;- предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;- обозначать скоординированное руководство;- предполагать корректное расписание действий;- обеспечивать гарантированные ресурсы.
Таким образом, стратегии необходимо разрабатывать, чтобы: - эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;- взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.
Хорошая стратегия - это одновременно и запланированная деятельность, и реакция на изменения обстоятельств (условий реализации запланированных мер). Распределение задачи разработки стратегии по уровням иерархии
Уровень стратегии | Ответственные | Мероприятия |
Корпоративная стратегия | Управляющие высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров)
|
Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности |
Деловая стратегия | Генеральные директора/руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров) |
|
Функциональная | Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения) |
|
Операционная
| Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов) |
|