Причины прогнозирования спроса:
1. Выполнение заказа клиента в сроки, предусмотренные стратегией позиционирования продукта компании
2. Эффективное управление операционными ресурсами
3. Осуществление финансового планирования
Прогнозирование сбыта имеет следующие недостатки:
1. Неточность прогноза, потенциально влекущая за собой несоответствие спроса и
предложения;
2. Как следствие первого недостатка, дополнительные запасы, поддерживаемые с целью
«погашения» неточности прогноза (для страховки, на границах между предприятиями)
Причины возникновения эффекта хлыста
Причина возникновения | Способы сглаживания |
Нарастающая прогнозная ошибка | Договоренность с заказчиком о периодическом представлении данных о его спросе. Совместный с клиентом расчет и управление страховыми запасами. |
Консолидация заказов | Стимулирование более частых заказов по каждой позиции номенклатуры путем: |
Ценовая политика | Тесное взаимодействие с отделом маркетинга и продаж. Выявление корреляций между колебаниями спроса и изменениями ценовой политики |
Соотношение прогнозирования и планирования в цепях поставок:
Прогноз спроса
• Составляется на основе статистических данных
• Модель будущего на основе экстраполяции
• Определяется только на основе прошлых данных о спросе
План спроса
• Основывается на прогнозе
• Учитывает внешние факторы
• Результат анализа, на основе которого достигнуто согласие участников
Неадекватный план спроса ведет к:
• Неудовлетворительное обслуживание потребителей,
• Избыточные запасы,
• Радикальные изменения плана производства,
• Рост затрат в дистрибуции
Точный план спроса помогает:
• Доставлять необходимую продукцию поставщику в заданное время;
• Иметь необходимое количество продукции в нужных местах;
• Принимать обоснованные операционные решения;
• Гарантировать соответствие финансового планирования реальности.
Уровни планирования:
- долгосрочное (стратегия),
- среднесрочное (тактика),
- краткосрочное (действия)
Планирование продаж и операционной деятельности (Sales & Operations Planning) – это инструмент непрерывного управления для высшего руководства, связывающий в единый процесс все функции (продажи, маркетинг, мотивацию, финансы), ключевых клиентов и ключевых поставщиков для создания набора согласованных планов. S&OP позволяет добиться увеличения прибыльности компании за счёт её способности реагировать и за счёт эффективного использования ресурсов.
Планирование продаж и операций – это ежемесячный цикличный процесс, включающий в себя серию обзоров и завершающийся Совещанием руководства по планированию продаж и операций (Executive Meeting или Manager Business Review), где высшее руководство предприятия рассматривает такие важные моменты, как спрос на продукцию предприятия, объем выпуска продукции, новые продукты предприятия, финансовые и иные ресурсы и принимает решения, необходимые для бизнес-стратегии.
Основные характеристики S&OP:
• Горизонт планирования – 18-24 месяца (скользящий)
• Интервал планирования – 1 месяц;
• Объект планирования – товарные группы;
• Основные результаты – План продаж и План производства
Процесс собирает воедино все планы для бизнеса (продаж, маркетинга, развития, производства, источников поставок, финансовый) в один интегрированный комплекс планов. Он (процесс) выполняется как минимум раз в месяц и рассматривается менеджментом на агрегированном (по семьям продуктов/ товарным группам) уровне.
Процесс должен согласовать все планы по поставке, спросу и планы по новой продукции и на подробном, и на агрегированном уровне и увязать это с бизнес-планом.
Это – четкая формулировка планов предприятия в кратко- и среднесрочном периоде, охватывающее горизонт, достаточный для планирования ресурсов и поддержки ежегодного процесса бизнес-планирования. Исполняемый должным образом, процесс планирования продаж и операций связывает стратегические планы бизнеса с их исполнением и рассматривает показатели деятельности для постоянного усовершенствования.
Этап 1. Планирование продуктов
Этап 2. Прогнозирование спроса
* Приемы прогнозирования спроса:
- статистическое прогнозирование
- управление стимулами (продвижением) продаж
- управление незапланированными и неожиданными ситуациями и событиями
-интеграция планов спроса
- показатели функционирования
- моделирование
Этап 3. Планирование поставок:
- следование за спросом
-равномерное пр-во
- привлечение внешних услуг
Этап 4. Согласование планов
Этап 5. Совещание руководства по S&OP