Существующие барьеры на пути вступления в передовые отрасли, такие как электроника, автомобилестроение, затрудняют самостоятельное вхождение в рынок новых конкурентов. Объединение организаций привело к появлению так называемой сетевой организации. Это позволило ее участникам разделить риск, связанный с затратами на открытие новых производственных линий, выпуск новой продукции, проведение организационных изменений, обновление внутриорганизационных процессов в соответствии с темпом технологических изменений.
Виртуальная организация – это временная сеть независимых компаний — поставщиков, потребителей и даже конкурентов - объединенных информационной технологией для разделения опыта, затрат и доступа к рынкам друг друга.
Основные типы виртуальных организаций:
– вэб-ориентированная организация.
– виртуальная корпорация.
– виртуальная команда.
– виртуальный офис.
Основная цель ВП - быстрое реагирование на рыночные требования и максимизация степени использования ресурсов предприятий.
Основные черты работы виртуального предприятия
• Незначительная физическая структура
• Мобильность выполнения работы географически отдаленных агентов
• Совместная работа на взаимовыгодных условиях за счет объединения основных компетенций, ресурсов
• Отсутствие организационных границ за счет объединения поставщиков, клиентов в тесные логистические цепи
• Гибкость виртуальной организации за счет различного сопоставления элементов для реализации определенной бизнес -цели и возможность демонтировать их после ее достижения
Минусы ВП:
• Сложность контроля над качеством продукции
• Зависимость от внешних партнеров, возможность сбоев в поставках
• Производитель может наладить выпуск подделок или производить аналогичный товар под собственной маркой
• Опасность одностороннего использования кооперации
• Опасность потери «ноу-хау»
• Прозрачность маркетинговой стратегии для конкурентов
• Сложности с привлечением финансовых ресурсов
Плюсы ВП:
• Возможность выпускать новые продукты без затрат на строительство, покупку или аренду предприятий, приобретение или переналадку оборудования
• Возможность работать с самыми лучшими производителями в отрасли
• Возможность сконцентрироваться на ключевой для себя отрасли и уникальных преимуществах
• Ускоренное освоение рынка Развитие стандартов и лидирующей позиции в системе
• Снижение затрат как результат эффекта масштаба и снижения трансакционных издержек
• Распределение рисков между участниками ВП
• Усиление финансового потенциала
• Рост уровня квалификации работников
• Пополнение техни-ческих «ноу-хау»