Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Определяя  цену для конкретного товара, необходимо знать конкретный тип и среду рынка, на котором будет продаваться этот товар. Различают следующие четыре типа рынка: свободной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

Ценовая стратегия фирмы может осуществляться на основе дискриминации.

Классификация признаки методов ценообразования.

1.                  Затратные – ориентированные на издержки предприятия.

2.                  Рыночные – конъюнктура рынка (с ориентацией на потребителя – на основе воспринимаемой ценности товара и с ориентацией на спрос, с ориентацией на конкурентов)

3.                  Параметрические – ориентированное на нормативы затрат и технического – экономического параметры продвижение.

Методы ценообразования.

1. Затратные методы.

1) метод полных издержек =  сумма совокупных  издержек + Прибыль

Недостатки - не принимается во внимание спрос на товар; конкуренция.

2) прямых затрат = переменные затраты + Прибыль (надбавка), а постоянные расходы и расходы предприятия не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции.

3) предельных издержек = Надбавка + предельно высокая стоимость производства каждой последующей единицы уже освоенного товара, услуги. На новинки не распостр.

4) на основе анализа безубыточности:

ЦЕНА= желаемый объем прибыли + Издержки

Ориентация на прибыль (план)

5) учет рентабельности инвестиций: оцениваются полные затраты при различных программах производства и определяется объем выпуска, реализация которого по определенной цене окупает капиталовложения.

6) метод надбавки к цене:

Цена ×повышающий коэффициент

Повыш. коэф. = Цена спроса - Цена предложения

                                          Цена спроса

2. Рыночные методы.

1. МЕТОДЫ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

1.1.методы на основании ценности товара

1.1.1.расчет экономической ценности товара, услуги.

Процедуры:

- определение цены или затрат, связанных с использованием товара, которые покупатель склонен рассматривать как лучшую из возможных альтернатив;

- определение всех параметров, которые отличают наш товар, как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы;

- оценка ценности для покупателя различий в параметрах нашего товара;

- суммирование цены безразличия и оценок положит., отрицат. ценности отличий.

1.1.2 метод оценки максимально приемлемой цены.

Процедуры:

- определение совокупности применений и условий применений товаров;

- выявление неценовых достоинств товаров для покупателя;

- выявление всех неценовых издержек покупателя при использовании товара;

- уровень равновесия достоинства и издержек.

1.2. Метод с ориентацией на спрос

1.2.1.анализ пределов – метод используется на незрелых рынках. Фирма пытается установить  цену в районе точки совпадения предельных доходов и расходов, т.е. максимальная прибыль, при определенных объемах продаж и в определенное время.

1.2.2. анализ пиков (убытков) прибыли – основан на определении объема производства и продаж, соответствующий такому положению, когда сумма прибыли = сумме общих затрат.

2. МЕТОДЫ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА КОНКУРЕНТОВ

2.1 метод следования за рыночными ценами – каждый продавец данного рынка устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившийся на данном рынке.

2.2  метод на основе привычных, принятой практикой данного рынка цен. Привычные цены сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении товаров в течении длительного срока, на довольно широком рыночном пространстве.

2.3. следование за ценами лидера. Фирма негласно определяет свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера (самая большая доля рынка)

2.4  престижное ценообразование. Схож с методом привычных цен. Распространяется на люксовые товары.

2.5. состязательный (тендерный) метод – применяется в основном на торгах. Ситуация, когда большое число покупателей хотят купить товар у ограниченного числа продавцов, и наоборот. Цена, которая считается приемлемой, запечатывается в конверт, собирается у всех участников, потом в хаотическом порядке вскрывается.

3. Параметрические методы.

1) метод удельных показателей - используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризуется наличием одного основного параметра, величина которого определяет общий уровень цены изделия. Вначале рассчитывается удельная цена, а затем цена нового изделия.

2) метод регрессивного анализа – применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящихся к данному ряду. Построение регрессионной модели:

- отбор параметров в наибольшей степени влияющих на цены изделий;

- выбор формы изменения цены в зависимости от параметров;

- построение системы уравнений в соответствии с принятой функцией.

3) балловый метод – состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей, каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает технико-экономическую оценку изделия.

4) агрегатный метод:

Базисные цены  × коэффициент (повышающий или понижающий)

Скидка

Сумма, уступаемая продавцом с целью расширения рынков сбыта и увеличения объема и компенсации части расходов.

Система скидок.

1.                  Купоны на скидку.

2.                  Персональные пластиковые карты покупателя (именные, не именные, клубные)

3.                  Чек от предыдущей покупки

4.                  Скидка в день рождения покупателя или продавца

5.                  Случайным образом выбранная величина скидки.

Виды скидок:

Источник скидки в структуре цены – плановые (замаскированные скидки – за счет накладных расходов), тактические (за счет прибыли)

История закупок – кумулятивные (накопительные), некумулятивные (из расчета одной покупки)

Период действия – временные (менее 1 года), долговременные (более 1 года), постоянные

Время совершения покупок – скидки за освоение нового продукта, сезонные скидки, внесезонные скидки

Место товара в цепочке товародвижения – дистрибьюторская скидка, функциональная скидка

Скорость и форма оплаты – за оплату раньше срока, за платеж наличными (сконто)

Способ привлечения \ удержания покупателей – скидки за возврат, за преданность, клубные скидки, для престижных покупателей, промоскидки, за регулярность и устойчивость закупок, скидки на товар БУ, экспортные скидки

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz