Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Определяя цену для конкретного товара, необходимо знать конкретный тип и среду рынка, на котором будет продаваться этот товар. Различают следующие четыре типа рынка: свободной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.
Ценовая стратегия фирмы может осуществляться на основе дискриминации.
Классификация признаки методов ценообразования.
1. Затратные – ориентированные на издержки предприятия.
2. Рыночные – конъюнктура рынка (с ориентацией на потребителя – на основе воспринимаемой ценности товара и с ориентацией на спрос, с ориентацией на конкурентов)
3. Параметрические – ориентированное на нормативы затрат и технического – экономического параметры продвижение.
Методы ценообразования.
1. Затратные методы.
1) метод полных издержек = сумма совокупных издержек + Прибыль
Недостатки - не принимается во внимание спрос на товар; конкуренция.
2) прямых затрат = переменные затраты + Прибыль (надбавка), а постоянные расходы и расходы предприятия не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции.
3) предельных издержек = Надбавка + предельно высокая стоимость производства каждой последующей единицы уже освоенного товара, услуги. На новинки не распостр.
4) на основе анализа безубыточности:
ЦЕНА= желаемый объем прибыли + Издержки
Ориентация на прибыль (план)
5) учет рентабельности инвестиций: оцениваются полные затраты при различных программах производства и определяется объем выпуска, реализация которого по определенной цене окупает капиталовложения.
6) метод надбавки к цене:
Цена ×повышающий коэффициент
Повыш. коэф. = Цена спроса - Цена предложения
Цена спроса
2. Рыночные методы.
1. МЕТОДЫ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
1.1.методы на основании ценности товара
1.1.1.расчет экономической ценности товара, услуги.
Процедуры:
- определение цены или затрат, связанных с использованием товара, которые покупатель склонен рассматривать как лучшую из возможных альтернатив;
- определение всех параметров, которые отличают наш товар, как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы;
- оценка ценности для покупателя различий в параметрах нашего товара;
- суммирование цены безразличия и оценок положит., отрицат. ценности отличий.
1.1.2 метод оценки максимально приемлемой цены.
Процедуры:
- определение совокупности применений и условий применений товаров;
- выявление неценовых достоинств товаров для покупателя;
- выявление всех неценовых издержек покупателя при использовании товара;
- уровень равновесия достоинства и издержек.
1.2. Метод с ориентацией на спрос
1.2.1.анализ пределов – метод используется на незрелых рынках. Фирма пытается установить цену в районе точки совпадения предельных доходов и расходов, т.е. максимальная прибыль, при определенных объемах продаж и в определенное время.
1.2.2. анализ пиков (убытков) прибыли – основан на определении объема производства и продаж, соответствующий такому положению, когда сумма прибыли = сумме общих затрат.
2. МЕТОДЫ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА КОНКУРЕНТОВ
2.1 метод следования за рыночными ценами – каждый продавец данного рынка устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившийся на данном рынке.
2.2 метод на основе привычных, принятой практикой данного рынка цен. Привычные цены сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении товаров в течении длительного срока, на довольно широком рыночном пространстве.
2.3. следование за ценами лидера. Фирма негласно определяет свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера (самая большая доля рынка)
2.4 престижное ценообразование. Схож с методом привычных цен. Распространяется на люксовые товары.
2.5. состязательный (тендерный) метод – применяется в основном на торгах. Ситуация, когда большое число покупателей хотят купить товар у ограниченного числа продавцов, и наоборот. Цена, которая считается приемлемой, запечатывается в конверт, собирается у всех участников, потом в хаотическом порядке вскрывается.
3. Параметрические методы.
1) метод удельных показателей - используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризуется наличием одного основного параметра, величина которого определяет общий уровень цены изделия. Вначале рассчитывается удельная цена, а затем цена нового изделия.
2) метод регрессивного анализа – применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящихся к данному ряду. Построение регрессионной модели:
- отбор параметров в наибольшей степени влияющих на цены изделий;
- выбор формы изменения цены в зависимости от параметров;
- построение системы уравнений в соответствии с принятой функцией.
3) балловый метод – состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей, каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает технико-экономическую оценку изделия.
4) агрегатный метод:
Базисные цены × коэффициент (повышающий или понижающий)
Скидка
Сумма, уступаемая продавцом с целью расширения рынков сбыта и увеличения объема и компенсации части расходов.
Система скидок.
1. Купоны на скидку.
2. Персональные пластиковые карты покупателя (именные, не именные, клубные)
3. Чек от предыдущей покупки
4. Скидка в день рождения покупателя или продавца
5. Случайным образом выбранная величина скидки.
Виды скидок:
Источник скидки в структуре цены – плановые (замаскированные скидки – за счет накладных расходов), тактические (за счет прибыли)
История закупок – кумулятивные (накопительные), некумулятивные (из расчета одной покупки)
Период действия – временные (менее 1 года), долговременные (более 1 года), постоянные
Время совершения покупок – скидки за освоение нового продукта, сезонные скидки, внесезонные скидки
Место товара в цепочке товародвижения – дистрибьюторская скидка, функциональная скидка
Скорость и форма оплаты – за оплату раньше срока, за платеж наличными (сконто)
Способ привлечения \ удержания покупателей – скидки за возврат, за преданность, клубные скидки, для престижных покупателей, промоскидки, за регулярность и устойчивость закупок, скидки на товар БУ, экспортные скидки