Содержание концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций.

Концепция управления стоимостью базируется на следующих принципах:

 

·   наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, - поток денежных средств, генерируемый компанией;

•   новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность вложений выше затрат на привлечение капитала;

•   в изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании также должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

Отказ от традиционных бухгалтерских показателей в концепции стоимости  - т.к бухгалтерская отчетность не всегда объективно выражает текущее финансовое состояние компании и ее финансовые результаты.

В стоимости учитываются долгосрочные перспективы деятельности компании, так как в основе концепции управления стоимостью — прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы компании.

Концепция управления стоимостью позволяет объяснить причины перелива капитала из одной компании, отрасли, страны в другую

Факторы стоимости можно разделить на две группы: внешние (не подлежащие воздействию со стороны менеджмента компании) и внутренние. Система внутренних факторов стоимости представляет собой совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее единиц. Показатели детализируются для каждого уровня управления, при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на которые оно может воздействовать. Система показателей, характеризующих эффективность компании в рамках концепции управления стоимостью, постоянно обновляется.

Сущность и применение показателя экономической добавленной стоимости (EVA)

Автор концепции Б. Стюарт определяет показатель экономической добавленной стоимости как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала.

 EVA позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой ставке доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свой средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска.

Существуют два основных способа расчета показателя EVA:

EVA1 = (Норма возврата капитала (ROI) - Средневзвешенная стоимость капитала) х Инвестированный капитал

EVA2=(Чистая операционная прибыль после налогообложения ((NOPAT)-Средневзвешеннная стоимоть капитала (WACC))*Инвестированный капитал (CAPITAL employed)

Показатель EVA может быть увеличен за счет:

•   увеличения дохода от реализации и уменьшения величины затрат [экономия и оптимизация текущих издержек (сокращение нерентабельных производств и т.п.)];

•   оптимизации затрат на привлечение капитала.

Оценка компании на основе показателя экономической добавленной стоимости (EVA).

Стоимость компании=ранее инвестированный капитал + текущая добавленная стоимость от капитальных вложений + сумма текущих добавленных стоимостей от новых проектов

Использование показателя EVA при управлении стоимостью компании.

В процессе управления стоимостью компании показатель экономической добавленной стоимости используется при: составлении капитального бюджета; оценке эффективности деятельности подразделений или компании в целом; разработке оптимальной и справедливой системы премирования менеджмента. Преимущества применения показателя связаны с адекватным и нетрудоемким определением с помощью показателя степени достижения подразделением, фирмой или отдельным проектом цели по увеличению рыночной стоимости.

Таким образом, экономическая добавленная стоимость:

•   является инструментом для измерения «избыточной» стоимости, созданной инвестициями;

•   выступает индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, отрицательная — о снижении;

•   служит инструментом для определения нормы возврата капитала, выделяя при этом часть денежного потока, заработанного за счет инвестиций;

•   базируется на стоимости капитала как средневзвешенном значении различных видов финансовых инструментов, используемых для финансирования инвестиций;

•   позволяет определять стоимость компании, а также оценивать эффективность подразделений компании или отдельных имущественных комплексов.

Несмотря на ряд достоинств, у показателя экономической добавленной стоимости имеются недостатки:

•   на величину показателя EVA (как и любого показателя, базирующегося на концепции экономической прибыли) существенно влияет первоначальная оценка инвестированного капитала (если она занижена, то созданная добавленная стоимость — высокая, если завышена, то, наоборот, добавленная стоимость — низкая). При этом автором показателя предлагается ряд корректировок балансовой величины инвестировано го капитала, что также может внести дополнительный субъективизм в расчеты, что приведет к искажению рыночной стоимости;

•   основная часть добавленной стоимости показателя приходится на постпрогнозный период, что представляет собой «корректировку» на «неучет» реальной стоимости инвестированного капитала в добавленных стоимостях прогнозного периода.

 

Сущность и применение показателя акционерной добавленной стоимости (SVA)

Показатель акционерной добавленной стоимости представляет собой прирост стоимости инвестированного капитала. В отличие от показателя EVA, базирующегося на бухгалтерской оценке инвестированного капитала с определенными поправками, показатель SVA исходит из рыночной стоимости инвестированного капитала.

Методика расчета показателя акционерной добавленной стоимости (SVA) базируется на том, что рациональные инвестиции должны вызвать большее увеличение стоимости капитала компании. Разница между ростом стоимости капитала компании и произведенными инвестициями, вызвавшими этот рост, и будет увеличением стоимости акционерного капитала. Прирост стоимости акционерного капитала происходит при условии, что рентабельность новых инвестиций компании превышает средневзвешенную стоимость капитала (ROIC > WACC). Данное превышение j существует только в период, когда компания имеет конкурентные преимущества. Наличие у компании конкурентных преимуществ, обеспечивая повышенную рентабельность капитала, приведет к обострению конкуренции, в результате чего рентабельность инвестиций со временем будет снижаться. При потере компанией своих конкурентных преимуществ рентабельность ее инвестиций сравняется со средневзвешенной стоимостью капитала, что приведет к равенству стоимости инвестированного и показателя чистой операционной прибыли после налогообложения.

Показатель SVA используется для управления стоимостью компании в качестве:

• величины, на базе которой после расчетов, исходя из последовательности оценки, делается вывод о стоимости оцениваемой компании на определенную дату;

•показателя, позволяющего сделать вывод о степени- эффективности инвестиций, т.е. выявить, была ли создана новая добавленная стоимость или, наоборот, в результате нерационального инвестиционного решения произошло «разрушение» существующей стоимости.

Оценка стоимости компании с помощью показателя акционерной  добавленной стоимости (SVA).

Стоимость компании = рыночная стоимость инвестированного капитала в начале периода + накопленная SVA прогнозного периода + рыночная стоимость цб и др инвестиций, отсюда SVA= изменение стоимости инвестированного капитала

Следующий шаг в повышении эффективности управления компанией на основе стоимости и создании организационных предпосылок в реализации этой концепции связан с синтезом показателя EVA со сбалансированной системой показателей (Balanced Scorecard – BSC - СПП).

четыре основных аспектов деятельности: финансовая деятельность, отношения с потребителями (CRM), организация внутренних бизнес-процессов, обучение и развитие (HR).

 

 

© SaVi

Создать бесплатный сайт с uCoz